Как думаете, кто видел больше расквашенных носов: гололед на асфальте или школьный класс? Юнкор «ПУ», практически забрызганная кровью случайный свидетель школьной драки, накатала мрачную колонку
В большинстве школ существует такая интересная штука – дежурство называется. Никто толком не понимает, зачем нужно стоять посередине коридора с бейджиком на груди, кому есть нужда наблюдать серьёзные мины на лестницах, и почему необходимо задвигать стулья в столовой, если меньше, чем через час, толпа голодных детей сметёт все на своём пути. Однако два оправдания этой бессмысленной траты перемен учеников все-таки имеются: чтобы маленькие гиперактивные дети не носились со скоростью, превышающей скорость света (так и чёрную дыру образовать не трудно), а большие дети чтоб не разбрасывались кулаками и пинками. Возникает вопрос: неужели в двадцать первом веке, во времена покорения космоса, изобретения практически мыслящих роботов и пользования интернетом, решить проблему или конфликт невозможно без использования грубой силы? Человек тем и отличается от животных, что способен донести мысль до себе подобного при помощи языка, жестов, искусства, в конце концов. Нет ничего проще, чем дать волю эмоциям, но с каких пор поиск лёгких путей ценится в современном обществе?
Некоторые признаются, что если двинуть, как следует, обидчику, то вся отрицательная энергия, взяв под локоть физическую силу, быстро убегает в закат. Это правда – когда моральное напряжение достигает максимального уровня и черепная коробка уже пляшет под скальпом, хочется вывести злобу из организма путём физического истощения, самой примитивной усталости. Но ведь есть и другие русла для ее направления: спорт, фитнес, танцы, подушка для избиения, улица для крика, наконец.
Однако зов инстинктов заглушить не удается – кто здесь вожак стаи, по-прежнему определяется объемом мышц или умением двинуть побольнее. Вот и на очередной перемене мальчики из восьмого класса затеяли драку, почему – остаётся загадкой. Паркет скрипит под устрашающим топотом одного, штукатурка осыпается из-за угроз другого, третий рвётся в бой так, что воздух вокруг достиг сорокоградусной температуры. Ребята вокруг ликуют и рукоплещут – к сожалению, насилие как хлеб и зрелище до сих пор себя не исчерпало, хотя, казалось бы, чего мы там не видели? Гладиаторские бои, бесчисленные виды боевых искусств, фильмы с радостью повествуют о том, как стать истинным воином. Последние, вместе с компьютерными играми, по мнению многих, являются дополнительным стимулом к проявлению силы в реальной жизни. Но согласиться с этим трудно – как ни крути, а драки за право ухаживать за самкой берут начало с тех времён, когда виртуальное насилие не то, что в памперсах ходило – вообще отсутствовало на горизонте.
Единственное, что могут сделать дежурные – попросить не превращать коридор в боксёрский ринг. Мальчики в невоспроизводимо грубой форме выражают своё несогласие, причём сообща и не отнимая рук от шеи противников и ступней с чужих ног. И ты зовешь учителя, ибо самому вмешиваться – безрассудно и необдуманно. Да и учитель порой бессилен – ведь всегда можно встретиться «после школы».
Получается, что, несмотря на эволюцию, прогресс и прочие метаморфозы, инстинкты продолжают жить в человеке, застилая мозги и чувства, да так, что никакое внешнее действие этот туман злобы не вымоет из больной головы. А что за этим? Желание отомстить и обида, комплексы, которые вряд ли облегчат жизнь в будущем. Не знаю, быть может, начинать нужно не с контроля дежурного, а с осознания, что научиться выходить из ситуации безопасным путём может оказаться важнее разукрашивания лиц. А если желание творить кулаками настолько велико, что словами не выплеснуть – подушка в помощь или более модное приспособление. Всё-таки пора бы уже соответствовать своему времени.