В середине июня в Михайловском саду в девятый раз прошел Международный фестиваль «Императорские сады России». 19 числа одним из его участников стала лаборатория барочного танца «Амариллис». Учитель ОБЖ, санитарный врач, лингвист, историк, архитектор и организатор мероприятий собрались на одной сцене, чтобы в дождливый питерский день представить любителям прекрасного программу «Остров фей». О самом выступлении и о подготовке к нему читайте в репортаже из-за кулис.
Из учителя в феи
«Почему всегда, когда мы делаем пышные причёски обязательно случается такой ливень?! Повезло ещё, что костюмы в чехлах не успели промокнуть», - сетовали любительницы барокко в гримёрках. И неудивительно, ведь часы, потраченные на укладку волос и глажку парадных одеяний, чуть было не пропали, столкнувшись с непогодой. Но даже когда угроза миновала, перед танцорами оставалась ещё одна проблема - успеть подготовиться к выступлению.
Как же за час превратиться в фею эпохи барокко? Несколько слоёв театрального грима, платье, корсет, серьги и ожерелье, причёска, в которой скрывается целая стая шпилек, плюс полтора часа свободного времени и образ готов. Костюмы же танцоры делают сами, предварительно изучив устные описания в литературе, переписке и театральные эскизы. А так как по парадным картинам не составить представление о слойности, то в цене бытовые зарисовки, где костюмы можно посмотреть в необычных ракурсах или надетыми не полностью.
Анастасия Федорова, учительница ОБЖ, признаётся: «Нашу одежду приходится делать из подручных средств, а тут в ход идёт всё. Особенно хорошо получается шить из штор, так как плотная ткань идеально подходит для платьев того времени. А вот в корсетах требуется китовый ус. Его не найти, и для жёсткости мы используем пластиковые или металлические косточки».
О танцах и плате за сказку
Превращаясь в фей, танцоры поведали о своём вступлении в мир другого века. Так оказалось, что историк Анастасия Шушунова пришла к своему хобби через профессию, а вот лингвист Мария Михайлова больше увлекалась самими танцами во всех их проявлениях.
Девушки также рассказали, что в нашем городе существуют целые клубы танцев разных столетий. Среди них кроме «Амариллиса» числятся ансамбль танцев эпохи Возрождения "Vento del Tempo», студия старинного и народного танца Persona Viva и многие другие. Зачастую их представители увлекаются сразу несколькими историческими периодами и занимаются одновременно, к примеру, и ренессансом и барокко. По жизни же они часто пересекаются с охотниками подраться на шпагах, ведь танцы и фехтование так похожи. В прошлом этим двум видам искусства даже мог обучать своих подопечных один и тот же человек.
Самый известный совместный проект - летний фестиваль культуры эпохи Возрождения «Александрийская карусель. Золотой век». К нему готовятся несколько месяцев: сотни участников, километры ткани на костюмы, недели репетиций, а на выходе всего два дня мира рыцарей и прекрасных дам. Это пугает, но только так рождается сказка. «Остров фей» хоть и поставлен в рекордные сроки - не исключение, ведь даже за коротким выступлением скрываются две недели упорной работы.
Люди в платьях
Тучи разошлись, и дождь перестал отпугивать любопытных. Интеллегентные леди, знатоки барокко и обычные посетители сада заняли три четверти приготовленных мест, и на летней сцене Михайловского сада началось представление. Зазвучала старинная музыка, на заднем фоне высветилось изображение сказочного дерева, а на сцену стали выпархивать феи с цветочными ветвями в руках…
«Остров фей» - это танец-сказка по мотивам английских и шотландских баллад. По сюжету на заповедном острове пирует Королева фей со своими подданными. Раз в семь лет феи приходят в наш мир, и смертным дана возможность увидеть их танцы. В разгар праздника появляется необычный гость - смелый и восторженный юноша. Королева предлагает ему присесть и полюбоваться на танцы ее свиты, и вскоре он влюбляется в самую юную фею. После вечера с ним она говорит, что хочет уйти жить к людям с прекрасным юношей. Остальные волшебные существа печалятся и исполняют финальный танец расставания.
Так как в основе постановки лежали танцы барокко, то было много прыжков и поворотов. Феи то по очереди танцевали перед юношей, то одна за другой кружили по сцене. Под пышными юбками мелькали каблучки, руки танцующих изгибались в причудливых фигурах. Одна девушка танцевала с украшенным разноцветными лентами бубном, другая же поражала красной накидкой, струящейся за её плечами. Непредвиденной деталью, не видной публике, стала лужа на сцене. Танцы на воде давались феям с особой сложностью, но все движения выглядели легко и грациозно, и зрители ни о чём не догадались.
Постскриптум
После выступления танцоры попали в окружение мобильных и фотокамер. Покончив со снимками, они пошли гулять по парку, удивляя прохожих. По узеньким тропинкам и газонам Михайловского сада, скользили пять дам и один кавалер явно не нашего века. Пышные одежды развевались на ветру, аристократично белые лица смотрели вдаль, и ничто не выдавало в этой компании людей, которые вскоре, слившись с толпой, поспешат на свою обычную работу, вернутся в наш XXI век.