Cодержание
Явление перформанса, возникшее в 60-х годах, уже успело сломать все представления о морали. Но оно по сей день продолжает шокировать даже самых устойчивых. Итак, перфоманс, бессмысленный и беспощадный!
"Реинкарнация святой Орлан"
"Искусство требует жертв", - решила французская художница Мирей
Порт, известная под псевдонимом Орлан, отдав себя в середине 90-х на
растерзание пластическим хирургам во имя высоких целей. В рамках перформанса «Реинкарнация святой Орлан» художница изменила свое лицо под стать
стандартам, заявленным шедеврами мировой живописи: лоб от Моны Лизы, подбородок
от Венеры Боттичелли и т.д. Таким образом она выразила противостояние
индивидуальности общепринятым эталонам красоты.
"Мертвец" и "Транс-фиксированный"
В 1972 году американский художник Крис Бёрден провёл интересный перфоманс "Мертвец". Он завернулся в мешок и лег посреди оживленной трассы, поставив рядом два сигнальных огня. В один момент они должны были погаснуть и жизнь художника зависела бы только от наблюдательности водителей. По счастью,мешок вовремя обнаружили и убрали с трассы.
«Сажая траву»
В 2000 году в Шанхайской галерее "Easlin" китайцу Янг Чжичао без анестезии вживили в спину небольшие растения. Этот перфоманс называется "Сажая траву", а его главная идея - стереть грань между природой и человеком.
"Искусство родов"
А в 2011 году американская художница Марни Котак родила мальчика в бруклинской галерее The Microsope. Роды проходили в наполненном водой комнате-инсталляции. Шок? Более чем! После такого перформанса художницу включили в число «Женщин, которые потрясли мир искусства» в 2011 году.
"Рыцарь отчаяния - Воин красоты"
Недавно в Эрмитаже посетители встретили настоящего рыцаря, который задумчиво рассматривал картины. Воином в латах оказался бельгийский художник и режиссер Ян Фабр, примеривший доспехи для подготовки перформанса к выставке «Ян Фабр: Рыцарь отчаяния – Воин красоты». И его «репетиция» тоже прошла здесь неспроста – съемочная группа записала ее на видео, чтобы потом включить в фильм. Он повествует о лирическом герое, который идет по музею в рыцарских доспехах и преклоняется перед всем прекрасным, что он видит вокруг. Сама же выставка посвящена размышлениям о красоте в современном мире, а рыцарь – образ тонко чувствующего художника, ее отстаивающего.