Казалось бы – как просто достаются деньги. Просто работаешь и все, даже образование не нужно.
– Я это за два дня заработал. Завтра можешь поехать с нами – как раз на объект люди нужны. Поднимешь деньги, да и сессию точно успеем сдать.
Илюша, сжимая в руке две купюры с видами Хабаровска, был явно доволен. Конечно, ведь его мечта о спортивном автомобиле стала на десять тысяч рублей ближе. И это за два дня! Такому заработку человека, фамилия которого вот уже третий год не исчезает из списка на отчисление, позавидуют люди и с высшим образованием, не говоря уже о других.
Встать в шесть утра очень сложно, а летом это практически невозможно, поэтому решено было не ложиться. Три кружки кофе – и в девять утра ты уже должен быть на объекте. Объект – строящийся жилой дом в двух часах езды от дома.
Бригада состоит из пять человек – друзей детства. Еще вчера, сидя за школьной партой, мы мечтали о самостоятельной взрослой жизни и собственном бизнесе, а уже сегодня, переодевшись в рваные строительные жилетки и напялив каски, нам предстояло разгрузить со склада 500 входных дверей и разнести их по всему строящемуся дому.
Руководить нами должен был человек с подходящим для стройки именем Алтынбек. Алтынбек всего на год старше нас, но уже каким-то образом умудрился стать бригадиром. Понятно, что грызть гранит науки ему не захотелось – а вот умение кем-то руководить Алтынбек развивал еще в школе, когда платил за то, чтобы ему домой носили продукты, которые, по поручению родителей он должен был покупать.
- Никаким проектировщиком ландшафта, а именно такую квалификацию присвоили мне по окончанию колледжа, я быть не хотел. Всегда интересовался модой и вообще я люблю дорогие вещи, в частности одежду. Поэтому, сразу после колледжа я пошел работать в магазин фирменной одежды, благо что отсрочка от армии у меня была.
Считаю, что зарабатываю неплохо – 30 000 рублей, но могу и больше — здесь все зависит от личных продаж. В работе меня больше всего радует самостоятельность и ответственность – теперь могу отцу купить на 23 февраля костюм, а брату часы – хочу, чтобы моя семья носила только дорогие вещи.
Единственный минус – я совсем перестал общаться и видеться с теми, с кем общался раньше – работаю 5 дней в неделю с утра до ночи, а выходные только в понедельник и вторник – но все либо работают в эти дни, либо учатся. Ну и устаю очень сильно – в выходные кроме как лежать в кровати больше ничего не хочется. Так что, считаю, для того, чтобы жить в достатке – высшее образование ни к чему, но пахать придется точно.
Дмитрий, работник сети магазинов фирменной брендовой одежды
Суть нашей работы, на первый взгляд, была достаточна проста. Сначала со склада мы выносим определенное количество дверей и помещаем их на паллеты, которые погрузчик развозит к подъездам дома. Затем нашей бригаде предстояло на каждый из этажей дома поднять по пять-семь дверей, в зависимости от количества будущих квартир на этаже. Поднимали, естественно, не сами, а с помощью лебедки – специального троса, который закреплялся на крыше.
В дальнейшем оказалось, что сложностей было великое множество. Во-первых, вес двери - около ста килограммов, поэтому уже на десятой вынесенной штуке начинаешь жутко уставать, а к двадцатой перестаешь чувствуешь собственные руки, тело и радость летних дней. Во-вторых, дома сейчас строят высокие. Поэтому, когда с балкона принимаешь двери на последних этажах, становится просто-напросто страшно, вплоть до головокружительной тошноты.
К сложностям также можно добавить и то, что работали мы в любых погодных условиях – будь это двадцатипятиградусное пекло или проливной дождь вкупе с сильным порывистым ветром, дующим прямиком с Финского залива. Отдыхали мы ровно час: полчаса обедали фирменной пищей строительного процесса – лапшой быстрого приготовления, заваренной обычной проточной водой – полчаса спали на холодном бетонном полу чьей-то будущей квартиры.
- Наша семья живет в коммуналке, поэтому тратить время на учебу до 11 класса не имело смысла – нужны были деньги. Попытался выучиться в колледже на повара, но не получилось совместить с работой.
Приоритеты расставлены, поэтому теперь я просто работаю курьером - вожу различные гаджеты и компьютерные принадлежности. За одну доставку платят 300 рублей – в день, как минимум, адресов пять-шесть могу обслужить.
Заработок меня устраивает, а вот сама работа не очень – все-таки хочется чего-то добиться в жизни, но иногда приходят тревожные мысли о том, что я вечно буду ездить на метро с огромной сумкой различного барахла, пока мои сверстники будут расти в профессиональном плане и жить в больших домах.
Максим, курьер интернет-магазина
Задача у нас стояла четкая – в доме 500 квартир, а, следовательно, занести нужно именно такое количество дверей. Чтобы справиться с работой за два дня, в первый день предстояло выгрузить и поднять, как не трудно догадаться, 250 дверей.
Мы почти справились, подняв всего лишь… пятьдесят из них! Медленный темп был оправдан нами незнанием принципов и методов такой работы, поэтому, не особо расстроившись, но очень устав, в семь часов вечера поехали домой, чтобы лечь спать и уже завтра закончить хотя бы первый день.
Но на следующий день мало что поменялось. Мышцы болели еще со вчера, поэтому мы не смогли повторить даже вчерашний успех. Руки, удерживающие трос, буквально сгорали через двое пар перчаток – такими сильными были натяжение веревки и сила ветра.
Не попав на склад вовремя, лебедку, весившую полцентнера, пришлось тащить через километр в другое место. С перерывами эта задача затянулась более чем на час. Ни о какой подготовке к экзаменам и речи быть не могло, когда ты, приехав домой к одиннадцати вечера, обессилел до такой степени, что не можешь приготовить себе ужин. А ведь дверей оставалось еще больше 400 штук.
Что работа на стройке затянется надолго мы поняли на третий день, когда наших фамилий не оказалось в списках. Естественно, на объект нас никто не пустил. Зря потраченное время, сон и деньги на проезд вгоняли всю бригаду в крайнее отчаяние, однако отступать было поздно – платили лишь целиком выполненную работу.
- В ГАСУ не доучился всего лишь год – отчислили за неуспеваемость. Просто в какой-то момент пришло понимание того, что учеба – это лишь пустая трата средств и времени. Для того, чтобы зарабатывать много денег, знания вовсе необязательны – главное это сила, коммуникабельность и жизненные принципы.
Лично я открыл свое дело - начал продавать товары, которые покупаю с различных китайских сайтов. Такой вот нехитрый способ заработать. Сейчас многие молодые ребята так делают, и я не стал исключением.
Печалит немного то, что все чаще приходит чувство «верхней границы». Прибыли я больше не сделаю – не хватает знаний. Куда расти – непонятно. Да, теперь появились личные деньги, которые, например, помогли мне правильно «заболеть» и не идти в армию. Но потребности растут вместе с доходами, а доход уже давно стоит на месте и с этим ничего поделать не могу. Так что скоро буду восстанавливаться на заочное отделение – хочу доучиться до магистра.
Артем, индивидуальный предприниматель
Ошибок, которые на строительном сленге именуются «косяками», было множество. В списки на вход нас не вносили трижды, если не больше. Получая каждый раз от ворот поворот, начинаешь понимать всю ценность работы людей в офисах. Тут тебе и стабильность в завтрашнем дне, и, хотя бы маломальское уважение прежде всего самому к себе.
Виной всему этому – равнодушие начальства. Белым каскам (а именно в таких ходят чины строительного бизнеса) все равно на тебя, твою безопасность и здоровье. Главное – не умри на стройке, от этого будут проблемы. На все остальное глубоко наплевать - рабочих сейчас найти очень легко, Гастарбайтеры готовы работать в буквальном смысле за еду и крышу над головой.
Помимо невнесения в список были и другие «косяки». В какой-то из дней лебедка была уже занята до нас, а это – четырехчасовой простой. В понедельник на объект может запросто не выйти водитель погрузчика, который на выходных укатил на дачу и не подумал вернуться вовремя.
Свой капитал начальство решило экономить путем штрафов сотрудников. Каждые десять минут опоздания приводили к издержкам зарплаты. Опоздав на полчаса, весь день можно было проработать бесплатно.
А ещё к каждой двери прилагалась фурнитура – комплект ручек, замков и ключей. За утерю такого комплекта полагался штраф, равный половине заработной плате. Стоит сказать, что укладывалась такая фурнитура очень небрежно, и при транспортировке дверей легко терялась – банально могла выпасть с высоты.
- «Это не ваши университеты, здесь думать надо», – рассказывал мне как-то бригадир монтажников Руслан.
«Стройка – это школа жизни. Умеешь строить – умеешь делать все. А этому нигде не научат – ни в школах, ни в институтах, ни в колледжах. Я, еще когда был двадцатилетнем пацаном, именно из-за этого и пошел на стройку – просто потому, что ничего в этой жизни больше не умел, а как-то деньги зарабатывать после армии нужно.
Союз почетные деятели развалили и пришлось из Украины переехать в Россию – на вахтовый метод работы. Четыре месяца здесь - месяц на Родине. Скучаю по семье очень – зарплату трачу разве что на еду да звонки в Харьков, но привезти сюда их не могу – нет средств, да и семья не хочет. А так, поработаешь тут четыре месяца – так семье на полгода хватает денег, мы себе ни в чем не отказываем.
Руслан, бригадир монтажной бригады
Двери уже подходили к концу, когда нас на два дня перебросили на другой объект. Естественно, никто этого не желал, но условие было жесткое: не переведетесь – денег не ждите. Поняв, что нами манипулируют уже, как хотят, пришлось согласиться, чтобы хоть как-то увидеть свои деньги, в чем вся бригада стала достаточно сильно сомневаться. По закону строительного жанра, два дня растянулись на неделю.
Условия на новом объекте были самые что ни наесть наихудшие. Двери пришлось выносить, стоя по колено в грязи – постоянные осадки размыли дорогу и затопили склад - подвал еще недостроенного дома. Кругом бегавшие крысы могли спокойно утащить еду.
Погода установилась максимально плохая – проливной дождь с сильным порывистым ветром. Двери, поднимающиеся по лебедке, сносило порывами, прямиком в окна дома. Из-за дождя картонная коробка, в которую была спрятана дверь, тяжелела. Буквально за пятнадцать минут работы ты промокал насквозь и промерзал настолько, что просто не мог открыть термос, чтобы хоть как-то согреться.
Обещанные Илюшей два дня растянулись в полтора месяца изнуренной работы. За десять тысяч рублей мы потеряли половину лета, и сумма эта перестала казаться огромной очень быстро.
Деньги мы должны были получить от Алтынбека, который о зарплате договаривался напрямую с бухгалтерией заказчика работ. Но так как работали неофициально, то деньги бухгалтерия выдать сразу не могла – надзорные органы приняли бы это как уход от налогов. По крайне мере, объяснили нам это так, и потому выдавали зарплату максимально долго – по тысяче в неделю. На шестой или седьмой недели и вовсе перестали платить – авось, и так сойдет.
А ведь казалось бы – как просто достаются деньги. Просто работаешь и все, даже образование не нужно