Предложите человеку на выбор красивую, элегантную одежду или низкокачественные вещи с барахолки; изысканное, мастерски приготовленное блюдо или фастфуд и т. д. Я думаю, выбор будет очевиден. Желание получить лучшее – естественное и вполне оправданное стремление любого человека. Почему же это не распространяется на книги?
Автор приведенного текста сетует на то, что современный читатель не очень разборчив в выборе повседневного чтива. Измайлов П. размышляет о проблеме влияния массовой литературы на интеллектуальное развитие человека.
Современные прилавки заполонили дешевые в прямом и переносном смысле книги. Как правило, это низкопробные детективы, любовные романы и излюбленное современными читателями фэнтези. Произведения штампуются с неимоверной скоростью. Не трудно догадаться об их качестве. Тривиальность сюжета, примитивность образов, клишированность – вот основные черты книг-представителей «массовой литературы». Как известно, особая роль художественной книги заключается в воспитании души, развитии высоких моральных качеств. А что может дать человеку низкопробная литература?!
По мнению автора, массовая литература и массовая культура в целом не несет в себе никакой ценности. Напротив, подобные произведения оказывают разрушающее влияние на духовное развитие современного человека.
Нельзя не согласиться с автором. Читая массовую литературу, не связанную с художественной ценностью, человечество интеллектуально и нравственно деградирует. Обществу грозит подмена истинных ценностей, на которые ориентирована классическая художественная литература, ложными, активно пропагандируемыми в "дешевых» книгах.
Сатирическое осмеяние писателей, «штампующих» массовое чтиво, представлено в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Чуткий к звучанию слов, Булгаков награждает членов ассоциации Массолита говорящими фамилиями (беллетрист Бескудников, поэты Двубратский, Павианов, Богохульский, Буздяк). Автор отказывает членам Массолита в праве именоваться истинными писателями. Ироничный тон повествования в местах, связанных с псевдописателями, Булгаков сочетает с литературными штампами, демонстрируя убогий набор художественных средств массолитовцев. Венчает картину авторское дополнение о том, что главнейшей достопримечательностью и гордостью Массолита были не книги его членов, а ресторан.
Активной критике со стороны А. Дельвига, лицейского товарища и друга А.С. Пушкина, подвергается низкопробная литература на страницах «Литературной газеты". Поэты выступали против литературы, рассчитанной на малообразованного читателя. Не избежали критических замечаний писатели за эпигонство, мелодраматизм, за поверхностное изображение характеров, что присуще и современной массовой литературе.
Таким образом, не стоит растрачивать свое драгоценное время на чтение низкосортных произведений, не представляющих никакой эстетической ценности. К счастью, существует классическая художественная литература, которая дарит нам несметные сокровища человеческого духа!