В начале учебного года министр образования Ольга Васильева на Общероссийском родительском собрании заявила: надо возвращать профориентацию в школы, и чем скорее, тем лучше. Правда, те же самые слова звучали из уст министра ровно год назад, а воз с места не сдвинулся. Мы решили его немножко подтолкнуть и провели опрос школьников и студентов об отношении к будущей профессии и о том, какую роль образовательные учреждения играют в выборе этого самого будущего. На наш опрос ответили 2890 ребят из разных регионов страны.
Ответы на первый вопрос «Что для вас означает верный выбор профессии?» нас порадовали. Большинство респондентов (67,7%) считают, что верный выбор сделан, если работа приносит тебе удовольствие. Материально благополучие отодвинули на второй план, на третьем месте – возможность самореализации, что тоже хороший знак. При этом 28,6% ответчиков полагают, что выбирать специальность раз и навсегда не стоит – мир профессий меняется, да и собственное мнение ответчика.
Подростки становятся всё более независимыми – большинство, 74,3%, при выборе слушают только свой внутренний голос. Почти никто не прислушивается не то, что к учителям или экспертам СМИ (2,9 и 3,3% соответственно) – ребята не подвержены даже влиянию друзей. Меньше пяти процентов ответчиков выбрали этот пункт в вопросе «Чье мнение вы учитываете при выборе профессии?»
К статистике по следующему вопросы стоит прислушаться профориентационным центрам – этот вариант, как ни странно, оказался самым непопулярным источником информации по вопросам профориентации. Зато 24,8% респондентов предпочитают узнавать о профессиях из книг и кинофильмов.
— Приятно порадовало, что многие ребята при выборе профессии слушают самих себя, — прокомментировала цифры Светлана Неговская, руководитель университетской службы психолого-педагогического сопровождения студентов РГПУ им. Герцена. — А вот статистика по источникам информации о профориентации насторожила. Ещё несколько лет назад чуть ли не главными были Дни открытых дверей, ребята обходили всевозможные университеты. А теперь на первое место вышел Интернет (77,3% ответивших — ред.). Тут есть, над чем подумать.
Наконец, как и следовало ожидать, больше половины ответивших неудовлетворительно оценили собственную школу за помощь в профориентации. 33,7% даже не постеснялись поставить откровенный «кол». В графе «Почему?» нередко встречаются варианты вроде «Виновата Людмила Борисовна/Наталья Георгиевна/математичка», а один из респондентов написал «Потому что в школе только 2 из 15 учителей волнуются обо мне, как о человеке. Остальным, в общем-то, всё равно». Да, школьные уроки – это не дополнительное образование, не профориентация в прямом смысле, но всё же, всё же...
– Большинство учителей не признавали мой выбор, говорили, что никуда не поступлю – «Какая вообще журналистика, ты о чем?!», – поделился с ПУ» выпускник из Томской области Артём П. – Поддержки в плане профориентации вообще не было. Конечно, к нам в школу часто приходили работники прокуратуры, сельского хозяйства, здравоохранения. Учителя заставляли сидеть слушать их монотонные речи. Очень это «полезно», угу. Школа, по моему мнению, поступала неправильно – нужно было организовать круг интересов, узнать, кто куда хочет поступить, провести те же экскурсии, погрузить учеников в будущую сферу деятельности... А получилось как всегда – гнали ради массовки на лекции. Они бесполезны, мало кто к ним прислушивается – школьники, в большинстве своем, сами решают, что им делать после школы. В общем, даже стыдно за свою школу как-то – всё получилось неправильно. А на журфак я всё-таки поступил.
Последний вопрос мы посвятили подготовке к ЕГЭ и ОГЭ. Выяснилось, что 44,4% учеников готовятся самостоятельно, остальные прибегают к помощи репетиторов (36%) и курсов (19,6%).
Что стоит за этими цифрами, и как выбрать образовательную траекторию, чтобы не разочароваться в будущем – читайте в специальном обзоре ПУ здесь.