Еще пару лет назад, по данным UNESCO, за рубежом училось более 50 тысяч российских студентов. Это – немного, (при общей численности студентов в России – 5,5 миллионов), но если верить некоторым агентствам, то интерес к высшему образованию за рубежом и к освоению языков в летних школах растет. Какие же образовательные маршруты наиболее востребованы, куда и зачем едут выпускники?
Популярные направления
остались прежними – США, Великобритания, Германия, Чехия и Финляндия. И туда едут
по вполне определенным причинам – в Америку, например, за бизнес-программами, востребованными
в университетах Пенсильвании, Гарварда, Стэнфорда. В Германию – за
ИТ-специальностями, которыми славятся Берлинский и Мюнхенский технический университеты,
в Англию – за изучением экономики, политики, международных отношений. Выбор
делается, конечно, и с учетом цен, а они везде разные – от миллиона рублей за
год в именитом Кэмбридже до бесплатного обучения (на чешском языке) в Праге. Приходится,
разумеется, учитывать и расходы на питание, и проживание, и страховку...
Но основной вопрос –
как готовиться, какие экзамены сдавать и на что обращать внимание при
поступлении. Ответы на все эти вопросы можно найти на сайтах уже конкретных
вузов, но если речь идет о престижном университете, то лучший вариант (хотя и
не самый доступный) – окончить старшие классы школы именно в той
стране, где находится выбранный вами вуз. Так проще понять «правила игры»,
освоится. Но если говорить о наиболее заметном отличии образования «у нас» и «у
них», то оно не в дисциплинах и ценах, а в отношении к учебе.
«Поступить сюда легко, но вылететь еще легче. На первом занятии нам сказали так: посмотрите на соседа слева и справа. Согласно, статистике, через год их уже не будет – здесь такой «естественный отбор», что до второго курса доживает лишь треть...
Андрей К., студент Высшей школы химических технологий в Праге
В принципе, и в российских вузах известен «синдром первокурсника» – это когда, поступив в престижный университет, студенты расслабляются вплоть до зимней сессии. Но, как правило, после воспитательных бесед им все же дают возможность исправиться. А здесь – нет. На то, что «все обойдется», никто не рассчитывает, и это диктует другую модель поведения.
У меня есть список предметов, по которым я должен получить аттестацию в конце семестра, но процесс обучения я планирую сам. Могу вообще не ходить в университет, главное – получить доступ к экзамену. Прогулы, переносы «дедлайнов» – это уже тревожный звонок. Так что прежде всего – дисциплина и самоорганизация…
Александр Э. из Технологического института в Карлсруэ
Еще одно отличие – отношение вузов к практике. Российская теоретическая база ценится всем мире: за рубежом очень любят МФТИ, например,который обгоняет многие именитые вузы, в том числе Берлинский университет имени Гумбольдта*.Но в чем мы проигрываем заграничным конкурентам, так это в практике. Она позволяет студентам совершенствовать свои профессиональные навыки уже с первых курсов: в немецких вузах, например, студенты проходят стажировку в Siemens и Porsche, а в английских вообще весь третий год обучения посвящен только практике.
Хорошая стажировка, конечно, еще не означает обеспечение хорошей работой (а это, очевидно, главная причина, почему студенты едут за иностранным дипломом). Отсюда и третья особенность образования за границей – нужно постоянно быть первым в гонке: в рейтинге при поступлении, в аттестационных списках, в топе участников конференций и проектов. И только при усердной работе в течение всей учебы место под заграничным солнцем тебе будет обеспечено. Да и под российским, честно говоря, его тоже нужно заслужить.
*Согласно результатам международного рейтинга THE по физике