Встретиться с молодым (Илье Сергеевичу всего тридцать лет!) обладателем «Хрустального пеликана» у меня получилось только спустя два месяца после его награждения. Ведь сейчас лучший учитель России занимает пост Советника Министра образования и, по его словам, работает без выходных: постоянно в разъездах.9 утра. Начинается первый урок, и я уже сижу в классе за последней партой. Улыбающиеся и суетящиеся пятиклассники с интересом поглядывают на меня. Ближайшие сорок пять минут им предстоит разговор о Древнем Египте. В середине урока, когда разговор заходит об иероглифах, Илья Сергеевич заговорщицки обещает: «Сейчас мы с вами пойдём в музей» — и тут же на интерактивной доске появляется очередной слайд – розеттский камень.
Этот экспонат Британского музея когда-то помог ученым перевести иероглифы на греческий язык. В конце урока пятиклассники пытаются уже сами расшифровать письмена Древнего Египта, о которых узнали сегодня. Учитель часто обращается к ребятам с вопросами, они тут же отвечают, увлеченный диалог не прекращается ни на минуту. Когда Илья Сергеевич рассказывает о бедственных разливах Нила во времена Древнего Египта, один любознательный пятиклассник спрашивает: «А Нил до сих пор разливается?» «Нет,– моментально отвечает педагог. – Там сейчас построена плотина».
Звенит звонок с урока. «Вопросы, протесты, возражения? — С улыбкой обращается Илья Сергеевич к своему классу. – Ну, тогда все свободны!» Дети со смехом и шумом выходят из класса, оставив на доске небольшую надпись: «Спасибо Вам за урок!!! =)»
На фото: Илья Сергеевич Демаков
– Илья, а где сейчас «Хрустальный пеликан»: стоит дома и греет душу? — поздравив педагога, я начинаю беседу.
– Сейчас он у нас в гимназии – там, где хранятся победные детские и учительские кубки. Оставить эту ценную награду в школе было важным для меня решением. Я и в конкурсе-то решил поучаствовать потому, что мой духовный наставник, учитель истории Сергей Букинич, десять лет назад стал обладателем «Малого пеликана»: вошёл в пятерку лучших учителей России. И мне приятно, что моя награда «ученика» стоит рядом с наградой Учителя. Ведь именно он привел меня в школу. Ещё в память о конкурсе остался диплом, но я думаю, что тоже принесу его в школу, всё-таки это учительская награда. А моего «Малого пеликана» я с большим удовольствием отдал на хранение своей альма-матер – историческому факультету СПбГУ.
– А как вы пришли в школу?
– Я закончил сразу два факультета СПбГУ – исторический и филологический. И оба – с отличием. Я и школу закончил с серебряной медалью. И совсем не собирался быть учителем. После окончания вуза устроился работать в Кунсткамеру. Наверное, хотел быть ближе к своему кумиру – Михаилу Ломоносову. Там написал диссертацию «Административная деятельность Ломоносова». И теперь без пяти минут кандидат исторических наук. Попробовать себя в роли учителя истории в этой гимназии мне как раз предложил Сергей Александрович Букинич. Я согласился и не пожалел. А ещё свою роль, наверное, сыграла семья: ведь я учитель в четвертом поколении.
– В чем, на ваш взгляд, заключается работа учителя: в передаче знаний или в общении, обмене опытом?
– Понятно, что получить знания ученики могут и без меня, потому что для этого достаточно нажать кнопочку и открыть гугл. Причем, знания – системные, красивые, даже порой лучше, чем могу дать я. Поэтому сейчас работа учителя – не столько передача знаний, я же не радио. Сейчас учитель должен устанавливать диалог с учениками. Чем больше мир вокруг нас становится цифровым, чем больше могут машины, тем важнее для учителя развивать в детях чисто человеческие навыки – то, чего машины не могут.
– Эмоции, например?
– Да. Важно установить диалог между учителем и учеником, пробудить интерес к предмету. Учитель должен показать, что хорошо и что плохо, похвалить или пожурить. Даже «Молодец!» из уст учителя для школьника много значит.
Мне сами по себе отметки не нравятся. У нас пятибалльная, а точнее трехбалльная система — «колы» же мы не ставим, да и двойки, по сути. Точнее ставим, но в конце четверти их придётся исправлять, итоговая «двойкой» быть не может. Поэтому у нас есть только три оценки «тройка», «четверка», «пятерка». В принципе, отметки нужны сейчас только родителям, чтобы они видели, как учится их ребенок. Мне, как учителю, оценка ничего не говорит. Ученику отметка тоже, в принципе, не очень важна — в школу ведь ходят за знаниями.
– Вам, как советнику министра, не хотелось бы изменить систему оценок знаний в школах России? Например, в США – 100-балльная система, в Финляндии – 10-ти балльная...
– Министерство образования не может изменить систему оценок в России. Оно отвечает в целом за законы, за учебники. А вот муниципалитеты могут систему оценивания менять. И они это делают. Например, в некоторых школах Москвы введена 12-ти балльная система, в школах Тюмени действует накопительная система баллов, когда оценка за каждый вид заданий имеет свой вес.
– Как вы относитесь к ЕГЭ и тестированиям?
– Я считаю их правильными. У нас очень мало способов объективной оценки знаний, а ЕГЭ постоянно совершенствуется. Сколько он уже существует? Пятнадцать лет? За это время ЕГЭ по истории, например, стал, на мой взгляд, близок к идеалу. Он проверяет то, что мне, как учителю, хотелось бы видеть: как дети умеют находить информацию, сопоставлять причины и следствия, описывать события. Потому что в знании нет никакого толка, если ты не умеешь его выразить. И ЕГЭ всё это проверяет. Расставить события в правильной последовательности, описать исторический период – для этого надо в датах ориентироваться, но знание годов здесь не главное. История ведь не в датах, она в причинах и следствиях, в людях и событиях.
– Вы ведь не только учитель истории и обществознания, но и руководитель двух внешкольных студий: ведете клуб любителей Толкиена и театральную студию, где ставите спектакли на немецком языке. Как вы относитесь к такому дополнительному образованию?
– Отношусь положительно. Не всем интересно то, что происходит в школе на уроке, не всем нравятся некоторые предметы. Кто-то любит историю, кто-то биологию. Это очевидно: все мы разные. Дополнительное образование помогает, не прикладывая каких-то особых усилий, оказаться в среде тех, кто болеет душой за то же дело, что и ты. Помогает, не выходя из школы и учебного пространства, находиться с теми, кто разделяет твои интересы и страсти.
–И последний вопрос: каково ваше учительское кредо?
– Очень трудно сформулировать свои убеждения в одном предложении. Я взял фразу: «В нас заложено больше» и перевел её на латынь.
С Ильёй Демаковым, победителем конкурса «Учитель года-2017», побеседовала Александра Ключкина, Дворец детского творчества «У Вознесенского моста», газета «FAN'арь», школа №636