Cодержание
Несколько лет назад, по данным UNESCO, за границей училось 50 тысяч российских студентов. И если верить некоторым агентствам, интерес к высшему образованию за рубежом и к освоению языков в летних школах растет. Одним из популярных направлений остается Англия, несмотря на высокие (очень высокие) цены. Российские студенты часто выбирают английские программы для изучения политики, международных отношений и экономики.
Валерия Панина переехала сюда четыре года назад и окончила старшие классы в английской школе. Красивая униформа, старинные пансионы, зеленые газоны, ланчи на улице, выпускной в лимузине – нет, наш материал не об этом. Лера рассказала «ПУ» о том, почему английская школа похожа на детский лагерь, как она сдала 15 экзаменов по четырем предметам и почему поступала именно в английский вуз.в чем разница?
Русский и английский менталитет очень разный, не мешает ли тебе это учиться?
Да, англичане действительно отличаются от русских. Они милые, улыбчивые, всегда придержат дверь, уступят дорогу, никогда не влезут перед тобой в очередь… Но в то же время, когда ты общаешься с англичанином, у тебя нет ощущения, что он хорошо к тебе относится. В основном я общаюсь с нашими ребятами, и не из-за языка, а из-за того, что русские умеют дружить.
В Англии мне все время казалось, что я в летнем лагере – было настолько интересно и легко учиться в школе. Нас распределили в классы по уровню языка, поэтому трудностей с уроками не было совсем. В старшей школе берут четыре предмета. Я занималась бизнес-экономикой, математикой, психологией и русским языком. На мой взгляд, такая подготовка намного эффективнее. В России, конечно, тоже есть профильные предметы, но при этом остаются другие уроки. Большинство людей «читят» на них – списывают «домашку» и контрольные, но не учат по-настоящему. Английское образование другое: за два года в школе я смогла углубленно изучить четыре интересные мне дисциплины, а не поверхностно пробежаться по 15 наукам. Кроме этого, английская система более продвинута: мы занимаемся не по старым учебникам с проблемами 20-летней давности, а изучаем то, что происходит в мире сегодня. Все примеры, к которым обращается преподаватель, берутся из настоящего мира: из газет и журналов, из событий, происходящих с реальными компаниями.
Обычно по одному предмету мы сдаем три экзамена. Все они разного плана – есть и тестовые задания, и эссе. В основном, конечно, эссе, потому что они проверяют понимание предмета и умение мыслить не «черным и белым». ЕГЭ у нас нет. Мы сдаем экзамены в школе, получаем за них оценки и с ними поступаем в университет. Для того чтобы поступить в мой университет, мне нужно было получить «A», «A», «B» («А» – пятерка, «В» – четверка). Но при этом в Англии больше шансов завалить экзамен, потому что градация оценок на понижение больше: «A» – «U» («5» – «-1»).
В общей сложности у меня было 15 экзаменов по четырем предметам. Репетиторов я не брала, тут в принципе нет такой услуги – она не нужна. Учителя грамотно строят работу, да и студенты много занимаются самостоятельно. В Англии пользуются популярностью библиотеки, они здесь просто огромные. Учителя также советуют читать журналы и газеты, чтобы быть в курсе всех новостей и использовать статьи в качестве аргументов на экзамене.
В первую очередь, учеба за границей – это возможность познакомиться с другой культурой. Ты узнаешь историю народа, который совсем иначе мыслит и живет, развиваешь язык, совершенствуешься в общении. А еще мне нравится быть далеко от дома: я люблю быть одной и чувствовать себя самостоятельной.
В школе они относились к нам как к друзьям: шутили, открыто делились своими новостями, показывали чувства. При этом преподаватель никогда не кричал на нас и уж точно не выгонял из класса. Да честно говоря, и школьники вели себя по-другому – никто не разговаривал на уроках и не играл в игры на телефоне. Помню, очень строго контролировалось выполнение домашней работы. Единственный предмет, по которому я иногда не выполняла задание – математика, зато по всем остальным предметам не было даже одного раза, когда я приходила бы не готовой к уроку. При этом мы часто брали дополнительные задания у учителей, писали эссе, чтобы лучше подготовиться к экзамену. Преподаватели всегда помогали и с удовольствием утраивали консультации.
Конечно, есть! Больше всего мне запомнилось Рождество – это очень большой праздник здесь. Мы с девочками долго готовились, выбирали платья. Вся школа выезжала за город в большой красивый дом. Сначала был праздничный ужин (с вином!), а после всех официальных речей была вечеринка. Танцы, живая музыка, моментальные фотографии в «photobooth» с друзьями, фейерверк на улице – в общем, это было классно!
готовьте кошелек
А есть ли отрицательные стороны английского образования?
Самый большой минус – цена. Учеба в Англии очень дорогая. Да и не только учеба – цены на жилье, например, или продукты гораздо выше.
Когда я училась в школе, я жила я в «boarding house». Это гостевые дома, которые предоставляла школа своим ученикам, что-то вроде небольших общежитий. Я почти всегда жила с соседями, и мне это очень нравилось – можно было постоянно общаться, делиться мыслями, ну точно как в лагере.
Сейчас я живу в общежитии университета в отдельной комнате, делю с соседями ванную и кухню. Честно сказать, английские общежития в разы лучше российских. Подавая документы в университет, ты бронируешь себе комнату: оставляешь свои пожелания о том, сколько соседей по комнате для тебя приемлемо, нужен ли тебе индивидуальный туалет или кухня... Конечно, от этого и цены варьируется: чем больше человек в комнате и меньше удобств, тем дешевле. Моя комната стоит 100 фунтов в неделю. В год это почти пять тысяч фунтов. Дорого, но за все удобства приходится платить.