«С месяц тому назад – писал Достоевский – во всех петербургских газетах появилось несколько коротеньких строчек мелким шрифтом об одном случае: выбросилась из окна, из четвертого этажа, одна бедная молодая девушка швея. Прибавлялось, что она упала на землю, держа в руках образ. Этот образ в руках – странная и неслыханная черта! Тут даже видимо не было никакого ропота или попрека: просто стало нельзя жить...»
Этот случай так поразил Достоевского, что он написал повесть «Кроткая» – одно из самых жутких художественных произведений. За почти 150 лет «Кроткую» много раз ставили в театрах. Да и сейчас произведение пользуется популярностью. Почему? Не будем брать ответственность за спектакли в других театрах, но в БДТ имени Г.А. Товстоногова постановка собирает полный зал не потому, что людям интересно посмотреть на самоубийство – о нем в моноспектакле почти не говорится. Здесь акцент делается на жизни героя, на его чувствах и переживаниях после потери любимого человека. «Кроткая» – это, скорее, о жизни, а не о ее потере, о любви к миру, а не о ненависти к нему.
БДТ, Достоевский и его герои – это как раз тот случай, когда с классикой лучше знакомиться в театре, а не дома с книгой. Мрачный талант мудрого писателя не всегда можно понять с первого прочтения – попробуйте перечитать «Преступление и наказание» во второй, третий раз, и вы убедитесь в том, что Достоевский не так прост и понятен, как вам показалось сначала. Поэтому смотреть постановки в театрах может быть полезно – интерпретации помогают лучше понять произведение и открыть в нем новые смыслы.
Простота спектакля и почти полное отсутствие декораций не отвлекают от главного. Валерий Ивченко, автор инсценировки, режиссер-постановщик и одновременно актер, решил не перегружать зрителя лишними деталями. На сцене только железная кровать, икона со свечей, женские сапожки и сам Ивченко – ничего больше. Даже герой заведомо прост – на нем белая пижама и мундир.