Электронный журнал, учебники, смарт-доски, онлайн-проекты — этим сейчас не удивить современного ученика. А что, если в школах появятся роботы-учителя, которые навсегда заменят преподавателей?
В некоторых учебных заведениях России уже практикуют таких роботов. Например, в IT-лицее Казанского федерального университета появился первый робот-учитель «Eva». Он может воспроизводить определённый материал, распознавать речь учеников через звуковой датчик, определять предметы с помощью видео-камеры — вот они, чудеса искусственного интеллекта! Управлять роботом могут при помощи любого устройства с доступом к Wi-Fi: он не сможет сам проводить уроки. Передвигается «Eva» на колёсной платформе по заданной человеком траектории. Ученикам понравилась идея, но всё же речь человека они воспринимают лучше.
Всё под контролем!
Представьте, что может быть: роботы заменят учителей и сотрудников школы. Вот вы заходите в ваше образовательное учреждение, и ваше лицо сканирует face-компьютер. Родителям пришло сообщение о том, что вы пришли. Вы прикладываете палец к датчику турникета, который в это же время ставит вас на питание. Робот-дежурный монотонным голосом диктует расписание уроков, меню в столовой, по желанию измеряет температуру тела, давление и пульс. В классе робот-учитель сканирует домашнее задание с зашифрованного кода (чтобы избежать списывания), посылает информацию в IT-отдел успеваемости и далее ведёт урок.
Конечно, это полёт воображения. Но вдруг однажды школьник окажется в подобной «компьютерной паутине»? Поможет ли она или, наоборот, запутает? Попробуем разобраться.
С целью узнать, что об этом думают сами школьники, мы провели опрос. Из 400 опрошенных 39% учащихся не поддерживают идею роботов-учителей, 25% «за», остальные раздумывают. Многие не уверены в эффективности работы машин.
По мнению большинства, роботы ожидаются в будущем, но только под контролем человека.
Роботы-учителя — будущее образования?
С одной стороны, роботы-учителя могут дать необходимые знания ученикам. При неограниченной памяти они способны просчитать образовательный вектор для каждого ученика с учётом его интересов и способностей, охватив огромную аудиторию учащихся. К тому же, роботам не нужна зарплата, они могут работать без перерывов (только их нужно заряжать). Представители информационных технологий будут утверждать, что в учебных заведениях важна передача информации, и это лучше всего, по их мнению, обеспечат роботы. Занеся в программу все данные и учебный материал, робот-учитель улучшит качество знаний, а подготовка к экзаменам станет гораздо эффективней.
Боитесь уснуть на уроке от компьютерного «жужжания»? Не беда: роботы наверняка станут копировать модели поведения людей (если их для этого запрограммировать). Да и чувство юмора у электронных «преподов» может быть. Например, забыли вы дома дневник, а робот вам насмешливо говорит: «А сенсорную систему ты дома не забыл?»
Живое общение дороже металла
Но, с другой стороны, на такие нововведения нужны огромные средства. А что делать с людьми-педагогами? Профессия учителя является одной из самых распространённых в России, и замена роботами станет причиной безработицы. Финалисты городского конкурса «Учитель года» поделились с нами своим мнением о внедрении роботов в образование.
Мы же думаем, что не стоит опасаться роботов-учителей. Напротив! В наши дни технологические новинки помогают сэкономить бесценное время человека, освободив его для творчества. Пока человек создаёт такие устройства, только он будет стоять выше машин. Конечно, у электронных учителей будут свои воспитатели и наставники — люди. В зависимости от наших целей и потребностей роботы будут запрограммированы так, как мы сами хотим. А это — интересное будущее!