Почему сегодня все чаще новости школьной
жизни вызывают у нас тревожное чувство? Почему реформа, вполне, вроде бы,
успешная по «внешнему» контуру, внутри, за партами не ощущается, не вдохновляет
ни детей, ни их родителей? На эту тему беседуют доктор педагогических наук,
профессор АППО Александр Шевелев и главный редактор журнала «Пять углов» Сергей
Грачев.
— Александр Николаевич, объясните, что
происходит. С одной стороны, реформа нашего образования вроде бы заставила многих
старшеклассников заниматься усерднее (об этом говорят хотя бы данные о
результатах ЕГЭ), но, судя по сообщениям СМИ, число конфликтов, сама атмосфера
в школе лучше не стала — наоборот, взаимных претензий у родителей, у педагогов,
у ребят друг к другу стало больше. Да и сама атмосфера в «храме знаний» многих
ребят «напрягает» — не случайно, наверное, по данным ОНФ, 72 % из них не любят
ходить в школу…
— Есть разные исследования и цифры, но в
целом, наверное, вы правы – пока реформа не изменила отношений в самой школе,
наоборот – взаимных претензий у главных действующих лиц стало ещё больше.
Цифра, которую озвучили социологи, показательна, и она иллюстрирует отношение
ребят к школе в целом, на уровне «нравится — не нравится». Мы недавно проводили
исследование среди петербургских учителей и тоже получили интересную картину —
их более всего волнует и обижает неуважительное отношение к педагогам со
стороны родителей. Оказывается, с ними учителям приходится конфликтовать в 11
раз чаще, чем с учениками. Можно привести и другие цифры или факты, но лично
мне кажется, что речь идет уже не о субъективном восприятии или конкретных претензиях,
а об объективном системном кризисе во взаимоотношениях учителей и родителей,
семьи и школы. Поэтому для многих она совсем не зона комфорта, куда бы они с
удовольствием ходили, а источник разных стрессов. Но мне представляется, что все
эти цифры и сама ситуация — всего лишь следствие, а первопричина — нежелание
взрослых — и родителей, и учителей, и чиновников — слышать друг друга. Вместо
того, чтобы разобраться в серьезной проблеме, мы просто надеемся на конфликтологов,
кадровые перестановки и строгость административных откликов на растущий поток
жалоб.
— Конфликты и взаимные претензии были в
нашей школе и раньше, но они почему-то не превращались в злобу дня, горячую,
«первополосную» тему…
— Раньше жаловаться на школу как на
госучреждение было не принято — все равно, что жаловаться на государство, себе
дороже. А теперь государство занимает позицию «третейского судьи», медиатора, как
бы над схваткой. Оно создало рынок образовательных услуг, которые всегда удовлетворяются
в разной степени. Школа в этой ситуации остается с семьей «один на один»,
одновременно оставаясь государственным институтом и сталкиваясь со всеми
педагогическими вызовами современности — влиянием интернета, перегрузкой учебных
программ, перегрузкой учителей при относительно невысокой зарплате. Но я бы
обозначил еще одну причину: мне представляется, что еще больше, чем экономика,
школа или учителя, изменились наши родители. С одной стороны, они стали более
требовательными, с другой — патерналистски, несколько безответственно воспринимают
школу как институт, который ОБЯЗАН заниматься их детьми, что называется, «от и
до». Их родительское дело — родить, накормить, одеть-обуть, иногда —
поговорить. А дальше все обязана сделать школа — подготовить к поступлению в
престижный вуз, расширить кругозор, воспитать, привить уважение к труду, к
старшим. При этом в такое «удобное» понимание родительского долга повседневная
кропотливая работа со своим ребенком или личный пример родителя не входят! Родили,
кормили, одевали, потом «отдали» в школу, потом забрали и «отдали» в вуз. Сдали
свое чадо как в камеру хранения — и жизнь стала намного легче. А если что не
так – имеем право и будем жаловаться!.
—
Мы недавно тоже провели опрос и выяснили «рейтинг доверия» — к кому наши
читатели обращаются прежде всего в сложной ситуации. Обнаружили поразительную
вещь — впервые (мы и раньше спрашивали) на первом месте оказались не родители,
а друзья, сверстники. Родители в этом рейтинге доверия сместились на второе
место!..
— Лично я вижу еще одну причину, которую
условно назвал бы «местью поколения». Поясню как историк. Родители, которым
сегодня 35 – 40 лет —они же все из тех злополучных 90-х, когда люди старались
выжить, когда вдруг, разом сменялись ценности, работа и планы на будущее, когда
взрослым, вообще, грубо говоря, было не до воспитания. И то же самое
происходило в учительской. Вспомните хотя бы модный в те годы педагогический
тренд — новая школа должна учить, а не воспитывать. И вот, став родителями, которые
сейчас приходят на родительские собрания, они-то и оказались тем самым
«потерянным» поколением, которое «недовоспитывали», которые дефицит внимания к
себе повторяют на собственных детях. Вот почему, когда я слышу упреки учителей
в адрес нынешних родителей, я отвечаю — это же (большинство педагогов,
работающих сегодня — опытные педагоги с большим стажем) ваши выпускники. И сегодня
многие опытные педагоги разговаривают с взрослыми людьми на родительских
собраниях словно с детьми, только немного постарше…
— Вернемся к нынешней ситуации. Как ее изменить?
Вот вы упомянули психологов, они, наверное, сегодня нужны школе, и не только в
экстренных случаях. Мы спрашивали у своих респондентов, какие бы изменения они
внесли в школьную программу. И на втором месте оказалась дисциплина психология…
— А на первом?
— На первом – реальный выбор учебных
предметов… Но как вы все-таки считаете — психологи помогут?
— То, что они необходимы – очевидно. Но
беда не в том, что их в школах мало, а в том, что и традиционно сегодня наша
школа всерьез не ориентирована на работу с родителями, на включение родителей в
воспитательный процесс: нельзя же всерьез в этом смысле рассматривать
родительские собрания или родительские комитеты. Между тем, среди пап и мам
спрос на РОДИТЕЛЬСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ, думаю, огромный. Потому что многие из них
ежедневно сталкиваются с серьезными проблемами и не знают, как наладить
отношения со своими детьми. Они готовы принять помощь, но на формальные лекции
ходить они не будут, им нужны конкретные квалифицированные специалисты. Значит,
надо найти иную форму и содержание такого рода мероприятий, причем, не только
для пап и мам, но и для педагогов. И тут речь идет не о появлении в школе еще
одной штатной единицы или структуры, а о том, чтобы в школу пришла именно
квалифицированная педагогическая помощь. Не для того, чтобы стало меньше жалоб,
а для того, чтобы из оппонентов родители превратились в единомышленников
школьных педагогов, получая от них именно реальную (по отношению к своему, а не
абстрактному ребенку) педагогическую помощь.

Почему сегодня все чаще новости школьной жизни вызывают у нас тревожное чувство, а вроде бы успешная по «внешнему» контуру реформа за партами не ощущается, не вдохновляет ни детей, ни их родителей?