Cодержание
4 декабря одиннадцатиклассникам
предстоит сдать сочинение, от которого будет зависеть, допустят их к ЕГЭ или
нет. Мы уже рассказывали, что за темы встретятся на экзамене и за какие ошибки
можно схлопотать «незачёт». Сегодня разбираем ещё один важный
момент — структуру сочинения.
Вступление
Казалось бы — ну что в нём сложного? Тем более что в Интернете можно найти миллион клише для идеального вступления, успевай только подгонять их под нужные темы. Но не всё так элементарно, и многие выпускники теряют баллы именно на первых предложениях. Почему? Среди типичных ошибок — отсутствие тезиса, который будет доказываться на литературных примерах, и отсылок к общей проблеме, которая должна быть решена в основной части. Бывает и такое, что выпускник, увлекшись вступлением, пишет слишком много и теряет связь с заданной темой, приводя избыточную информацию.
Для того чтобы написать хорошее вступление, скажите пару общих фраз о теме работы и коротко обозначьте её актуальность. Не уходите в пространные размышления, не пытайтесь сразу приводить примеры. Будет хорошо, если в трёх-пяти предложениях вы сформулируете проблему и её значимость, а также чётко поставите тезис, который будете доказывать дальше. «Домашние заготовки» использовать можно, главное — не копируйте клише из Интернета точь-в-точь, иначе снизят баллы за плагиат. Будет лучше, если вы напишите своё вступление или скомпилируете его из разных фраз и источников. Вот некоторые из них:
Тема ___ с давних времен интересует человечество.
О проблеме ___ написано множество научных исследований, книг, снято фильмов.
Над вопросом ___ задумывались многие мыслители, ученые, художники.
Всю свою жизнь писатели и поэты искали ответы на вопрос ___.
Что такое ___? Каких людей можно назвать ___? Над этими вопросами размышляет ___.
Наверное, каждый человек хоть раз задумывался над тем, что значит ___. Я считаю, что ___.
Вопрос о ___ не оставляет равнодушным никого, потому что ___.
Основная часть
Здесь нужно раскрыть тему и убедить читателя в своей правоте, приведя веские аргументы и примеры. Как правило, выпускники опираются на два аргумента и два примера из литературы — так надёжнее. Аргументация строится так: формулируем аргумент, который доказывает главный тезис из вступления. Далее обращаемся к литературному произведению и мыслям автора: анализируем, почему писатель выбрал таких героев, разбираем конкретные эпизоды из произведения и пытаемся понять, что хотел сказать автор. Важно размышлять именно о мотивах писателя, так как если описывать только сюжет книги, то получится пересказ, а не анализ. В конце делаем микровывод: формулируем авторскую позицию и высказываем своё мнение. Затем логически переходим ко второму аргументу и повторяем данную схему.
Кстати, обратите внимание на типичные ошибки выпускников. Среди них — несоразмерность объёма своих размышлений и литературных примеров, отсутствие микровыводов в конце, наличие отступлений от темы. Для того чтобы не наступить на эти же грабли, постарайтесь отработать схему «аргумент — пример — вывод». Не стесняйтесь высказывать своё мнение насчёт произведения, но и не увлекайтесь «размышлизмами» — пишите по делу. В этом вам вновь помогут клише:
Обратимся к произведениям художественной литературы. Так, в произведении ___ автор ___ обращается к теме ___.
Тема ___ затрагивается в произведении ___.
Идея ___ явно выражена в произведении ___.
Вспомним героя из произведения ____, написанного ___.
Автор повествует о ___, размышляет о ___, обращает наше внимание на ___.
Мы видим, что герой поступил так, потому что ___.
Писатель показывает, к каким последствиям привело ___. Он осуждает ___, гордится ___.
Автор приходит к выводу, что ___.
Заключение
Здесь проверяется ваше умение обобщить всё вышесказанное и сделать вывод. Многие выпускники так увлекаются основной частью, что в заключении пишут вывод, который не соответствуют тезису во вступлении, и потому теряют баллы. Но и слепо переписывать вступление, повторяя свои мысли точь-в-точь, тоже нельзя. Помочь в формулировании выводов могут следующие клише:
Все приведенные аргументы, основанные на читательском опыте, убеждают нас в том, что ___.
Таким образом, мы приходим к выводу: ___.
Хочется призвать людей к ___.
Давайте не будем забывать о ____.
Остаётся верить, что ___.
После того как напишите сочинение, ещё раз проверьте:
— сформулирован ли главный тезис во вступлении;
— есть ли микротезисы в основной части, подобраны ли к ним аргументы и примеры, сделаны ли микровыводы;
— присутствуют ли логические «мостики» между всеми частями сочинения;
— соответствует ли заключение вступлению;
— соразмерны ли все части сочинения (вступление чуть длиннее, чем заключение, а основная часть — самая большая и превышает суммарный объём вступления и заключения).