Пять углов



Наши опросы
Колонка редактора
Девятиклассникам
Портфолио
На практику — в ПУ!
Развлечения
Каталог профессий
Каталог вузов
Каталог сочинений
Каталог увлечений
Наши авторы
Вопрос в редакцию
Контакты
О нас
Архив номеров
Журнал старшекласcников
|

Гайд: как написать «зачётное» итоговое сочинение

Гайд: как написать «зачётное» итоговое сочинение

Просмотры
1831

4 декабря одиннадцатиклассникам предстоит сдать сочинение, от которого будет зависеть, допустят их к ЕГЭ или нет. Мы уже рассказывали, что за темы встретятся на экзамене и за какие ошибки можно схлопотать «незачёт». Сегодня разбираем ещё один важный момент — структуру сочинения.

Вступление

Казалось бы — ну что в нём сложного? Тем более что в Интернете можно найти миллион клише для идеального вступления, успевай только подгонять их под нужные темы. Но не всё так элементарно, и многие выпускники теряют баллы именно на первых предложениях. Почему? Среди типичных ошибок — отсутствие тезиса, который будет доказываться на литературных примерах, и отсылок к общей проблеме, которая должна быть решена в основной части. Бывает и такое, что выпускник, увлекшись вступлением, пишет слишком много и теряет связь с заданной темой, приводя избыточную информацию.  

Для того чтобы написать хорошее вступление, скажите пару общих фраз о теме работы и коротко обозначьте её актуальность. Не уходите в пространные размышления, не пытайтесь сразу приводить примеры. Будет хорошо, если в трёх-пяти предложениях вы сформулируете проблему и её значимость, а также чётко поставите тезис, который будете доказывать дальше. «Домашние заготовки» использовать можно, главное — не копируйте клише из Интернета точь-в-точь, иначе снизят баллы за плагиат. Будет лучше, если вы напишите своё вступление или скомпилируете его из разных фраз и источников. Вот некоторые из них:

Тема  ___  с давних времен интересует человечество.

О проблеме  ___  написано множество научных исследований, книг, снято фильмов.

Над вопросом  ___  задумывались многие мыслители, ученые, художники.

Всю свою жизнь писатели и поэты искали ответы на вопрос ___.

Что такое ___? Каких людей можно назвать ___? Над этими вопросами размышляет ___.

Наверное, каждый человек хоть раз задумывался над тем, что значит ___. Я считаю, что ___.

Вопрос о ___ не оставляет равнодушным никого, потому что ___.

Основная часть

Здесь нужно раскрыть тему и убедить читателя в своей правоте, приведя веские аргументы и примеры. Как правило, выпускники опираются на два аргумента и два примера из литературы — так надёжнее. Аргументация строится так: формулируем аргумент, который доказывает главный тезис из вступления. Далее обращаемся к литературному произведению и мыслям автора: анализируем, почему писатель выбрал таких героев, разбираем конкретные эпизоды из произведения и пытаемся понять, что хотел сказать автор. Важно размышлять именно о мотивах писателя, так как если описывать только сюжет книги, то получится пересказ, а не анализ. В конце делаем микровывод: формулируем авторскую позицию и высказываем своё мнение. Затем логически переходим ко второму аргументу и повторяем данную схему.

Кстати, обратите внимание на типичные ошибки выпускников. Среди них — несоразмерность объёма своих размышлений и литературных примеров, отсутствие микровыводов в конце, наличие отступлений от темы. Для того чтобы не наступить на эти же грабли, постарайтесь отработать схему «аргумент — пример — вывод». Не стесняйтесь высказывать своё мнение насчёт произведения, но и не увлекайтесь «размышлизмами» — пишите по делу. В этом вам вновь помогут клише:

Обратимся к произведениям художественной литературы. Так, в произведении ___  автор  ___  обращается к теме ___.

Тема ___ затрагивается в произведении ___.

Идея ___  явно выражена в произведении ___.

Вспомним героя из произведения  ____, написанного  ___.

Автор повествует о ___, размышляет о ___, обращает наше внимание на ___.

Мы видим, что герой поступил так, потому что ___.

Писатель показывает, к каким последствиям привело ___. Он осуждает ___, гордится ___.

Автор приходит к выводу, что  ___.

Заключение

Здесь проверяется ваше умение обобщить всё вышесказанное и сделать вывод. Многие выпускники так увлекаются основной частью, что в заключении пишут вывод, который не соответствуют тезису во вступлении, и потому теряют баллы. Но и слепо переписывать вступление, повторяя свои мысли точь-в-точь, тоже нельзя. Помочь в формулировании выводов могут следующие клише:

Все приведенные аргументы, основанные на читательском опыте, убеждают нас в том, что ___.

Таким образом, мы приходим к выводу: ___.

Хочется призвать людей к ___.

Давайте не будем забывать о ____.

Остаётся верить, что ___.

После того как напишите сочинение, ещё раз проверьте:

— сформулирован ли главный тезис во вступлении;

— есть ли микротезисы в основной части, подобраны ли к ним аргументы и примеры, сделаны ли микровыводы;

— присутствуют ли логические «мостики» между всеми частями сочинения;

— соответствует ли заключение вступлению;

— соразмерны ли все части сочинения (вступление чуть длиннее, чем заключение, а основная часть — самая большая и превышает суммарный объём вступления и заключения).

Читайте также

Привязка статьи к блоку

ID статьи:
Сохранить
Самое читаемое
Гость
После того,как напишЕте...)
01 декабря 2019
Ответить
Ответить
Комментировать