Пять углов



Наши опросы
Колонка редактора
Девятиклассникам
Портфолио
На практику — в ПУ!
Развлечения
Каталог профессий
Каталог вузов
Каталог сочинений
Каталог увлечений
Наши авторы
Вопрос в редакцию
Контакты
О нас
Архив номеров
Журнал старшекласcников
|

Восточные славяне, или почему история — не только для ЕГЭ

Восточные славяне, или почему история — не только для ЕГЭ

Спецпроект «Пяти углов» и «Вебинариума»

Просмотры
304

История… «Это что-то нудное, малоинтересное, и вообще, этим предметом увлекаются разве что школьники, которым нужно сдавать ЕГЭ», — слышим мы чуть ли не каждый день. И, честно сказать, очень из-за этого расстраиваемся.

Именно поэтому курс истории с Элей Смит от школы «Вебинариум» решил выпустить серию разноплановых статей для старшеклассников. Наша цель — показать, что история — это не только занудные учебники, но и масса интересной и полезной информации, которая пригодится в жизни любому успешному человеку. Мы расскажем про самые важные исторические эпохи нашей страны, а также поделимся с вами лайфхаками по подготовке к экзамену.

И начинаем мы с восточных славян!

«Откуда есть пошла Русская земля…»: два взгляда на начало русской истории

Среди многочисленных точек зрения на начало истории русского народа только две являются наиболее признанными. Учёный-немец Шлёцер полагал, что зачатки государственности на Восточно-Европейскую равнину занесли пришельцы извне — скандинавы-варяги. Именно приход чужеземцев, по мнению историка, смог вывести жизнь славян из «мрака и дикости» на принципиально новый уровень. Интересен тот факт, что взгляд Шлёцера разделяли и не менее известные отечественные историки: Соловьёв, Карамзин и Погодин.

Восточные славяне. Иллюстрация с портала history.mediasol

Какова же другая точка зрения? Она прямо противоположная первой! Считается, что общественная жизнь славян эволюционировала постепенно: шаг за шагом они совершенствовали свою систему управления, высшей точкой развития которой стало создание государства. Родовые союзы сменялись племенами, затем появлялись города, среди которых выделялись так называемые «старшие», создавались политические союзы и, наконец, сформировался общерусский строй. Наиболее ярко эта концепция зарождения русской государственности изложена в «Истории русской жизни с древнейших времён» историка и археолога Ивана Забелина.

Какой же позиции нам, спрашивается, придерживаться? Наверное, в полной мере — ни одной. Обе они имеют право на существование, и, быть может, на их пересечении как раз и лежит что-то близкое к истине. Нам же остаётся только догадываться…

Последствие расселения: почему «рассыпались» родовые союзы

Почему же родовые союзы, так долго составлявшие основу общественного строя восточных славян, со временем распадались? Оказывается, причиной этому стал характер местности Восточно-Европейской равнины. Непроходимые леса, топкие болота — всё это мешало жить крепкими и неделимыми союзами. Славяне стали селиться небольшими островками, ставить свои дворы и строить вокруг них укрепления — городища. Именно так и возник город Киев! Повесть временных лет рассказывает о трёх дворах, «старшим» из которых ведал Кий — родоначальник небезызвестного рода и князя полянского племени.

Первые города: где и как они возникли

Русская история не помнит, когда именно появились древнейшие города: Киев, Смоленск, Любеч и многие другие. Дело в том, что к началу ведения письменных источников эти города уже были развитыми поселениями.

Строящийся город. Художник Елена Доведова

Так что же стало предпосылкой создания укреплённых городовых центров? Если внимательно посмотреть на карту, то можно легко отметить, что все они связаны с крупнейшими торговыми путями того времени и, главным образом, с путём «из варяг в греки». Так, успехи внешней политики и бурное экономическое развитие способствовали созданию целой системы городов на территории расселения восточных славян.

Мифология или религия: во что верили наши предки

По свидетельствам дошедших до нас памятников литературы и культуры, восточные славяне были склонны к обожествлению сил природы: они поклонялись небу в лице Сварога, солнцу — Дажбогу, ветру — Стрибогу и, конечно, Перуну — олицетворению грома и молнии. Так, мы видим в системе славянских верований отсылку к мифологическому знанию, но уже в VI столетии ситуация меняется.

Среди множества природных божеств выделяется единственный повелитель вселенной — Перун. Появляются зачатки общественного богослужения: волхвы и кудесники, статуи богов на возвышенностях, обряды и жертвоприношения.

Князь Владимир I в 980 году отдает распоряжения у идола Перуна (миниатюра №111 из Радзивилловой летописи, конец XV столетия)

А какие же жертвы приносили славяне своим божествам? Дары природы, животных и даже… людей! Да, представьте, человеческие жертвы были типичным явлением в славянском язычестве.

Культ предков, или род, чур и домовой как одно существо

В ряде верований, именуемых историками культом предков, явно прослеживается намёк на славянское многожёнство. Так, хранителем семейства был род и его рожаницы, то есть несколько жён. Вместе с тем это мифическое существо встречается в исторических источниках и под именем чура (или щура) — в современной системе языка сохранилось слово «пращур». Но и на этом имена покровителя рода не заканчиваются: всем известный дедушка-домовой также оберегал родственников, но теперь не целый род, а лишь отдельный двор. В подобной эволюции мы можем проследить и изменения на уровне общественного устройства: родственные связи постепенно заменяются соседскими.

Как славяне умыкали и приводили невест

Дворовые селения славян разрастались, и вот уже среди больших семей, состоявших из одних родственников, найти жён становилось проблематично. Тем более, что у славян было распространено многожёнство. Как же наши предки решали эту проблему? Ответ прост: они похищали девушек из других сёл (как правило, во время общеславянских праздников). Такая форма брака получила название «умычка», а её следы сохранились в традиционной игре «горелки». Со временем похищение невест заменилось более приемлемой формой сватовства: хождением жениха за невестой с выплатой вена (своеобразного выкупа за девушку).

Свадебный обряд. Иллюстрация c портала «Славянская культура»

А что же с невестами? Славянских девушек приводили в чужой дом с выдачей приданого, из-за чего законных жён стали называть водимыми. По всей видимости, отсюда и берут своё начало всем известные выражения «брать замуж» и «выдавать замуж».

На этом пока всё. Ещё больше углубиться в историю вы сможете с новыми статьями от «Вебинариума». Вас ждут материалы про важнейшие исторические вехи русской истории и советы по подготовке к ЕГЭ.

Примечание: при написании статьи использовались материалы из «Курса русской Истории» В.О. Ключевского.



Партнёрский материал

Читайте также

Привязка статьи к блоку

ID статьи:
Сохранить
Самое читаемое
Комментировать