Но через два года я стояла в музее изобразительных искусств в Лионе и смотрела на «Портрет крестьянки в зелёной шали» Ван Гога. А ещё через год я забирала студенческий на филфаке СПбГУ. «И как же ты там очутилась, Даша? — можете спросить вы — Ты же из деревни!». А я вам расскажу.
1. Трезво оценила свои возможности
После выпуска из школы мыслей о Питере у меня даже не было. Единственная цель тогда — поступить хоть в какой-нибудь город, желательно, чтобы он был побольше и не так далеко от дома. Я понимала, что сразу поступать в столичный вуз была не готова. Переезд из посёлка в большой город — дело тяжёлое. Иногда период адаптации может затянуться. Поэтому я хорошо подумала и решила поступать сначала в университет в центре региона, в Иркутске.
2. Обозначила сферу своих интересов и начала готовиться к ЕГЭ
В сельской местности образование не является ценностью не то что для детей, а даже для их родителей. Я знаю одну женщину, которая считает, что её сыну лучше учиться пилить дрова, чем читать книги, ведь «он же не Пушкин». Сталкиваясь с настолько жестокой реальностью, многие учителя гаснут: ведь получается, что их труд напрасен. Со временем они вообще перестают на что-то надеяться, и если ученик на экзамене хотя бы переходит порог, для них это уже великое счастье.
Но равняться нужно на сильных и умных, а не на тех, кто еле-еле получает тройки. Я понимала: хочу учиться в иркутском вузе — надо работать. Поэтому я внимательно изучила сайт университета и проверила минимальные проходные баллы, чтобы понимать, куда нужно стремиться.
3. Училась
Учёба — это важно. Не думай о том, что «ботанов» не примет местное общество. Думай о том, что тебе нужно развиваться. Да, меня не все понимали, но я закрыла глаза на мнение людей, чей предел мечтаний — это поступить в местную «шарагу».
4. Была активной
В девятом классе я стала президентом школы, что автоматически сделало меня членом районного детского парламента. Несколько раз в год все президенты собирались на заседании и обсуждали проекты, чтобы поделиться опытом. К нам часто приглашали интересных людей — местных депутатов, предпринимателей или журналистов из города. А ещё на заседания всегда приходил психолог, который проводил тренинги. За время «правления» мне удалось неплохо прокачать свой организаторский навык, а также научиться представлять и защищать свои проекты.
В девятом классе я поняла, что буду сдавать литературу, поэтому начала участвовать в олимпиадах и конкурсах по этому предмету. Особенно мне нравились поездки в другие города. На олимпиаде в Иркутске я впервые увидела сверстников, которые пили чай с булочками в столовке и разговаривали не о том, как «надоело учиться в этой дурацкой школке», а о различных концепциях теории литературы. Тогда же я познакомилась с ребятами, которые слушали рок, и сразу стало понятно, что я не одинока в этом мире. Что уж и говорить о поездке нашей сборной на ПерСиб по интеллектуальным играм, где практически каждый третий был с разноцветными волосами, дредами или пирсингом. У меня был настоящий культурный шок, но зато я поняла, что все люди разные. Каждый имеет право на самовыражение, и я в том числе.
5. Занималась дополнительным образованием
Давно доказано, что лучше учатся те, кто кроме школы занимается чем-то ещё. Самый большой плюс любого села, на мой взгляд, заключается в почти бесплатном дополнительном образовании. Когда я училась в музыкалке, мои родители платили 400 рублей в месяц — это в три раза дешевле, чем в городе, при этом качество образования было ни чуть не хуже. В местном клубе всегда работал бесплатный театральный кружок, а ещё вокальный и хореографический. Любителям спорта предлагали бесплатные секции. Чем только мы с друзьями не занимались: и боксом, и футболом, и лыжами.
6. Верила в себя
После поступления в университет мне было тяжело. Первые два года я чувствовала, иногда даже физически, как рушится мой старый мир, система ценностей, как ломаюсь я сама. Ведь все вокруг такие умные, красивые, уверенные в себе, ничего не стесняются, знают всё о современных технологиях, а я — глупая, одеваюсь, как деревня, и даже Инстаграм ещё не завела. Кому я вообще тут нужна?
Слава богу, мои родители вовремя заметили что-то неладное. Они объяснили мне, что происхождение человека не определяет его как личность, что я ни чем не хуже других, что трудности закаляют характер. Всё зависит лишь от одного человека — меня. Как только я это поняла, жить стало намного легче. Со временем всё наладилось, и к выпуску я чувствовала себя вполне уверенно: сдала экзамены, получила заслуженный красный диплом и стала думать о магистратуре.
7. Помнила о тайм-менеджменте
Правда, не всегда. В школе домашних заданий было немного, но в университете я тратила на неё не меньше шести часов в день, ведь мне нужно было догнать мою группу. А вот спала около трёх часов в сутки. Мне понадобилось довести себя до предобморочного состояния, чтобы понять, что что-то я делаю не так.
Есть одна замечательная штука, называется «дисциплина». Вот с этим-то у меня и были проблемы. Невероятно, но факт: если не отвлекаться на телефон, то домашнее задание можно сделать быстрее, а потом идти гулять.
Так что же там с постимпрессионистами?
После Иркутска мой выбор пал на Петербург, и сейчас я получаю магистратуру в СПбГУ. Поступила я, конечно, сама, но мою поездку в Лион, о которой я рассказывала в самом начале, подарила мне семья. Я ещё не такая молодец и не успела сама накопить денег на каникулы в Европе. Но в следующий раз (а он точно будет) я обязательно поеду на свою зарплату.
Вот и всё. Таков был мой путь из сибирского посёлка в Санкт-Петербург, от «если» до «когда». А раз я всё смогла, то сможешь и ты. Если только захочешь. Так что желаю тебе удачи. Верь в себя и ничего не бойся.