Пять углов



Наши опросы
Колонка редактора
Девятиклассникам
Портфолио
На практику — в ПУ!
Развлечения
Каталог профессий
Каталог вузов
Каталог сочинений
Каталог увлечений
Наши авторы
Вопрос в редакцию
Контакты
О нас
Архив номеров
Журнал старшекласcников
|

гимназия 19 Орелличный опыткуда сходить в выходныеработаКонцертвыпускнойУчительНа практику — в ПУ!Алые парусаКем быть?историярусский языкМного платятуниверситетаккредитацияНовый годподготовка к ЕГЭобразованиеВсероссийские открытые урокиТворческиехимияолимпиадылицензияпоступлениеувлеченияЛицей 11 ЧелябинсклайфхакАкадемическая гимназия 56литературакуда поступатьлицей 393математикафестивалькем бытьЛучшее на СтенеспектакльВШЭинформатикаДевятиклассникамподготовка к ОГЭисследованиеитоговое сочинениешколаИТМОкнигипрофориентацияКаталог профессийОльга ВасильеваМГУчто посмотретьПабликатор Дарьи КуликовойРособрнадзорпабликатормузыкафизикапутешествиявсё о поступлении 2019Выходныестудия журналистики Калининского р-намедиацентр РакурсСочинениеИгра престоловинтервьюМинистерство образованияэкзаменыкак прошли ЕГЭ-2018Министр образованияСПбГУШкола 2 БерезовкарейтингЕГЭ 2018егэ 2017Как сдать ЕГЭкиновыставкаКаталог вузовэкзаменволонтерстворейтинг вузовВостребованныесоветы психологарецензияДля гуманитариеволимпиадаподготовка к ЕГЭНовыеканикулысоветыопросОГЭКуда сходитьИван ТрояновШкола 151ВКонтактевузыВУЗЛето в городах Россиикаталог сочиненийкуда пойти учиться
О том, как нынешним выпускникам проложить свой маршрут в успешное будущее. Беседа с Ириной Абанкиной

О том, как нынешним выпускникам проложить свой маршрут в успешное будущее. Беседа с Ириной Абанкиной

Просмотры
260

О том, как нынешним выпускникам проложить свой маршрут в успешное будущее, рассказывает директор Института развития образования НИУ «Высшая школа экономики» Ирина Абанкина

— Ирина Всеволодовна, недавно мы опросили около 2 тысяч выпускников школ и выяснили, что «найти себя» для большинства из них — высшая ценность. Она, оказывается, для ребят важнее карьеры, материального благополучия или известности. Это радует, хотя сегодня найти себя, мне кажется, куда сложнее, чем предыдущему поколению, например нашим бабушкам или дедушкам. Потому что выбор куда шире, перемены — быст- рее, и даже критерии в этих поисках «я» не всегда очевидны. Вот свежий пример — два выпускника на четырех ЕГЭ набрали по 400 баллов! Казалось бы — молодцы, а по сетям сразу пронесся читательский стон, спрашивают — дальше-то куда? Раз сегодня рекорд 400, значит завтра на бюджет еще труднее будет поступить, нагрузки станут еще круче, а цены у репетиторов — выше? Как вы считаете, что стоит за этими рекордами — важный вектор, объективная оценка или какой-то коллективный невроз, симптом «балломании»?

 — Сами по себе баллы — всего лишь измерение, и уже очевидно — более точное и справедливое, нежели прежнее. Неслучайно в столичных вузах сегодня уже около 70% первокурсников — иногородние. Их cтало вдвое больше, чем, скажем, лет десять назад, в том числе благодаря еще более равным условиям. Так что вопрос не в баллах, а в том, о чем они говорят. Да, баллы растут, но за ними стоят не просто достижения вот этих ребят из Тулы и Екатеринбурга, их талант и трудолюбие. В прошлом учебном году вместе с ними отличились еще несколько десятков выпускников, набравших по триста баллов за три экзамена, или тех, кто хотя бы один сдали на сотню. Помимо собственно баллов, цифры говорят также о том, что все эти юноши и девушки определились с любимой дисциплиной, собственными предпочтениями и, скорее всего, с будущей сферой деятельности. Так что если говорить о тенденциях, то, на мой взгляд, главная и самая важная — отношение к учебе меняется на глазах, а рост баллов и конкурса в значительной мере — следствие возросшей конкуренции, а не ее причина. Значительная часть старшеклассников уже куда более ответственно относятся к собственному будущему, раньше начинают искать себя и усерднее учатся не для того, чтобы просто куда-то там поступить на бюджет, а потому, что хотят заниматься любимым делом для себя, а не для отметки. И об этом же говорят и другие цифры — растет число выпускников, которые ЕГЭ сдают по минимуму предметов, но при этом набирают по ним очень высокие баллы. Потому что определились со своими интересами, знают, куда будут поступать, и не распыляют силы, готовятся к конкуренции. 

— Согласен с вами, но в этой конкурентной среде в последние годы стал особо выделяться поток так называемых «бэвэишников», абитуриентов, у которых, помимо высоких баллов, учитываются еще и олимпиадные достижения... 

— Тут нет ничего странного. У школьных олимпиад в нашей стране богатая история, огромный опыт и хорошие результаты, хотя раньше, в советское время, при поступлении в вузы эти дипломы практически не давали особого преимущества. Сегодня при прочих равных победители олим- пиад действительно получают больше шансов занять бюджетные места. И прежде всего потому, что сами университеты заинтересованы не просто в абитуриентах с высокими результатами по школьным программам, а в талантливых ребятах, которые по собственной инициативе перешли уже к более сложным заданиям. Это — хорошая гарантия их усердия, мотивации и активности. Вузы готовы в таких ребят вкладываться, потому что инвестиции наверняка окупятся. В результате мы получаем сегодня общегосударственную систему поиска талантов с такими развивающими центрами, как «Сириус», «Артек», «Орленок», их региональными отделениями и целой системой олимпиад. Эта сеть способна пропустить через себя сотни тысяч учащихся и не просто выявляет лучших, а помогает ребятам дальше развить свои дарования. Вот для этого технически оснащаются базовые площадки, создаются программы до- полнительного развития, привлекаются лучшие педагоги. Идея заключается в том, чтобы как можно большему числу ребят предоставить возможности для развития. И не только в крупных городах. У нас есть, например, проект под названием «Улей» — для сельских школьников, которым, конечно, труднее попасть в тот же «Сириус» или «Артек». Но если в небольшой сельской школе ребята проявили себя, то вместе со своими учителями они могут приехать на неделю или две в областной центр развития и там целую смену отучиться на дополнительной программе. 

— А направления какие? 
— Они могут быть самыми разными — математика или химия, программирование или литературное творчество, арт-дизайн или танцы. Но для всех участников обязательны два условия. Первое — показать, чему именно ты научился, второе — продемонстрировать навыки работы в команде. В конце каждой смены участники получают дополнительные персональные задания на четверть, а потом, через месяц или два, к ним в школу приезжают тьюторы, смотрят, как у подопечных идут дела, советуют, подсказывают. И вся эта система олимпиад, углубленное изучение тоже направлены на поиски себя, на формирование интереса, превращение учебы из унылой обязаловки в увлекательное путешествие. Так что вовсе не случайно наши ребята вновь стали завоевывать медали на международных олимпиадах по математике, по химии, IT-дисциплинам. И у всех них, мы заметили, более высокая самооценка, амбиции, мотивация, и они ищут себя не по справочнику для поступающих, а на основе личного участия, опыта, а потому уверены в собственном выборе. Так что участие в разных олимпиадах, конкурсах, развивающих программах — очень важное направление. 

— В последние несколько лет стало больше ребят, поступающих в колледжи. Почему? Они плохо успевали по школьной программе, боятся ЕГЭ или не могут позволить себе репетиторов? 

— Да, процент таких ребят вырос, но, мне кажется, прежде всего из прагматических соображений. 
— Не хотят рисковать? 
— В том числе. Хотя основная причина — изме- нения, которые происходят в колледжах и техникумах. Среднее профессиональное образование меняется и начинает предлагать именно востребованные профессии. Еще каких-то десять-пятнадцать лет назад многие старшеклассники и их родители рассматривали СПО как тупик: если не можешь учиться — иди работай. А сейчас само содержание новых профессий меняется, компетенции другого уровня (скажем, программированию быстрее и выгоднее учиться в колледже), а шансы найти хорошую работу и зарплату по окончании СПО чуть ли не выше, чем после университета. А если еще учесть, что, по последним данным, более половины всех выпускников вузов признаются, что заняты не по профилю, сидят не на своем месте, то и ценность университетского диплома в глазах многих старшеклассников снижается. К тому же сегодня многие колледжи входят в структуру университетов, и если ты хорошо учился, то вполне можешь получить высшее профильное образование, причем без ЕГЭ. И тогда выпускники школ начинают считать плюсы и минусы. Среди преимуществ — востребованность, зарплата и уверенность в своем будущем. А минус заключается в том, что, если хотите освоить и университетскую программу, времени на обучение придется потратить больше. Но зато вы будете совершенно точно знать свою сферу, уже иметь «на руках» профессию — вы востребованы, а значит самостоятельны. И сегодня, когда ситуация в экономике очень неопределенная, во многих семьях это обстоятельство, конечно, учитывается...

— В высшей школе ситуация другая?
 — Там приходится планировать на более дальние сроки, сложнее прогнозировать спрос, перестраивать программы, а в СПО все определеннее и быстрее. И предприятия часто сами вкладываются в подготовку кадров, потому что им уже завтра нужны кадры для тех технологий, которые они готовы использовать, и компетенции рабочих — уже вопрос их конкурентоспособности, положения на рынке, благополучия. И речь необязательно о таких сферах, как, скажем, строительство или машиностроение. Колледжи быстрее перестраи- ваются и в гостиничном бизнесе, и в социальной сфере, и в здравоохранении. Все это — десятки гарантированно востребованных специальностей. 

— Ирина Всеволодовна, летом наш корреспондент побывал на Чемпионате мира по профессиональному мастерству в Казани и был поражен не только его уровнем и накалом борьбы, но и количеством зрителей, их вовлеченностью...
 — Да и вообще, отмечу, это внимание к рабочим профессиям — общемировая тенденция. Сегодня во многих странах профессиональное мастерство рассматривается просто как другой маршрут, который позволяет делать карьеру не только головой, но и своими руками. Потому что руки тоже учат голову — не зря же с детского сада педагоги и психологи учат труду... Кстати, об этих чемпионатах. Напомню, что несколько лет назад на WorldSkills мы начинали с последнего места, хотя столько говорили и писали о роли рабочего. Но одно дело говорить, другое — делать. Тогда мы изменили сам подход, стали рассматривать СПО как равноценную альтернативу высшему образованию, начали готовить команды, проводить чемпионаты, сейчас создаем для школьников центры профессий. И вот, спустя семь лет, на европейском чемпионате в Будапеште мы стали победителями, а на мировом, в Казани, — вторыми, проиграв только китайцам!

— Давайте все же вернемся к приему 2020 года. Это самая актуальная тема для нашей аудитории. В чем будут его особенности, что бы ребятам по- советовали? Вот вы говорили о заоблачных кон- курсах в топовые вузы Москвы и Питера. Они, эти конкурсы, такими же и останутся? 

— Скорее всего. Но, по моему убеждению, аби-туриентам вовсе не обязательно ехать, скажем, из Вологды, Архангельска или Тюмени в сто- личные университеты. Потому как и в регионах сегодня есть достойные учебные заведения. Надо учитывать, что период безудержного количественного роста нашей системы высшего образования закончился. Наоборот, число университетов сокращено, и те заведения, которые, будем откровенны, безнаказанно торговали дипломами, ушли с рынка. И если выбирать, где и чему учиться, то я бы рекомендовала присмотреться к местным вузам, особенно что касается программ бакалавриата. Вообще, переезд в другой город — это не в наших традициях, это, скорее, западный образ жизни, но там совсем другие условия, а у нас вчерашние школьники очень часто едут просто пожить самостоятельной жизнью без родителей. Да, многие так и поступают, но среди них и отсев большой, потому что к этой самостоятельной жизни, где крайне важна самодисциплина, они еще не готовы. И материально учиться в столицах сложнее. Другое дело, если вы четыре года отучились, бакалавриат окончили, убедились, что вам интересно и необходимо продолжить обучение, — вот тогда милости просим в магистратуру, можно и в столичном вузе. Так надежнее, логичнее и дешевле. И еще пусть ребята и родители учтут: сегодня в России складываются крупные научно-образовательные центры в Белгороде, Тюмени, Перми. Уже хорошо зарекомендовали себя новосибирские и томские объединения, а партнерские программы ведущих университетов работают практически во всех регионах, а это гарантия и качества, и занятости в будущем. Так что мой совет — присмотритесь к местным вузам внимательнее, подумайте, какие у семьи финансовые возможности. 

— Еще один практический вопрос: по каким специальностям в 2020 году ожидается больше бюджетных мест? 
— Тут все останется по-прежнему. Возможно, по числу бюджетных мест подрастут все те же технические и естественнонаучные дисциплины, химия или физика. Но там, думаю, и конкурсы будут выше — наконец выпускники стали оценивать спрос, ситуацию на рынке и наши постоянные увещевания и разъяснения. А вот на экономике число бюджетных мест сократится процентов на десять от спроса на это направление, на юридических направлениях — то же самое, и остальным желающим придется учиться за собственный счет. В среднем на гуманитарных специальностях бюджетных мест останется не более четверти, на специальностях здравоохранения — приблизительно половина (напомню, от спроса — не от числа бюджетных мест прошлого года). А вот там, где ведущие предметы — математика или физика, восемь из десяти студентов учиться будут за государственный счет. Так что дерзайте! 

— И последний вопрос, точнее говоря — совет нынешним восьми- или девятиклассникам. У них еще есть время для поисков и выбора, но многие жалуются на перегрузку в школе... 

— Жалуются справедливо. Но тут все упирается в образовательные стандарты, которые давно пора менять, а не добавлять в школьное распи- сание то шахматы, то астрономию. Единственный выход, который я вижу сейчас в этой ситуации, — это более раннее профилирование, дополнительное образование, новые кружки и секции, чтобы лучше понимать себя и оценить свои способности. И все это нужно не в выпускном классе, а еще в восьмом-девятом. Наша школа неслучайно вер- нулась к теме просвещения — потому что очевидно, что ее выпускникам необходимы не только предметные знания, но и культура, и кругозор, и понимание самих себя. А для перезагрузки нужны соответствующие ресурсы и время. И все же самое главное в формуле «найти себя» — наша личная заинтересованность. Кто хочет — тот, уверена, найдет!

Читайте также

Привязка статьи к блоку

ID статьи:
Сохранить
Самое читаемое
По вашему запросу ничего не найдено
Комментировать