О том, как нынешним выпускникам проложить свой маршрут в успешное будущее, рассказывает директор Института развития образования НИУ «Высшая школа экономики» Ирина Абанкина
— Сами по себе баллы — всего лишь измерение, и уже очевидно — более точное и справедливое, нежели прежнее. Неслучайно в столичных вузах сегодня уже около 70% первокурсников — иногородние. Их cтало вдвое больше, чем, скажем, лет десять назад, в том числе благодаря еще более равным условиям. Так что вопрос не в баллах, а в том, о чем они говорят. Да, баллы растут, но за ними стоят не просто достижения вот этих ребят из Тулы и Екатеринбурга, их талант и трудолюбие. В прошлом учебном году вместе с ними отличились еще несколько десятков выпускников, набравших по триста баллов за три экзамена, или тех, кто хотя бы один сдали на сотню. Помимо собственно баллов, цифры говорят также о том, что все эти юноши и девушки определились с любимой дисциплиной, собственными предпочтениями и, скорее всего, с будущей сферой деятельности. Так что если говорить о тенденциях, то, на мой взгляд, главная и самая важная — отношение к учебе меняется на глазах, а рост баллов и конкурса в значительной мере — следствие возросшей конкуренции, а не ее причина. Значительная часть старшеклассников уже куда более ответственно относятся к собственному будущему, раньше начинают искать себя и усерднее учатся не для того, чтобы просто куда-то там поступить на бюджет, а потому, что хотят заниматься любимым делом для себя, а не для отметки. И об этом же говорят и другие цифры — растет число выпускников, которые ЕГЭ сдают по минимуму предметов, но при этом набирают по ним очень высокие баллы. Потому что определились со своими интересами, знают, куда будут поступать, и не распыляют силы, готовятся к конкуренции.
— Согласен с вами, но в этой конкурентной среде в последние годы стал особо выделяться поток так называемых «бэвэишников», абитуриентов, у которых, помимо высоких баллов, учитываются еще и олимпиадные достижения...
— Тут нет ничего странного. У школьных олимпиад в нашей стране богатая история, огромный опыт и хорошие результаты, хотя раньше, в советское время, при поступлении в вузы эти дипломы практически не давали особого преимущества. Сегодня при прочих равных победители олим- пиад действительно получают больше шансов занять бюджетные места. И прежде всего потому, что сами университеты заинтересованы не просто в абитуриентах с высокими результатами по школьным программам, а в талантливых ребятах, которые по собственной инициативе перешли уже к более сложным заданиям. Это — хорошая гарантия их усердия, мотивации и активности. Вузы готовы в таких ребят вкладываться, потому что инвестиции наверняка окупятся. В результате мы получаем сегодня общегосударственную систему поиска талантов с такими развивающими центрами, как «Сириус», «Артек», «Орленок», их региональными отделениями и целой системой олимпиад. Эта сеть способна пропустить через себя сотни тысяч учащихся и не просто выявляет лучших, а помогает ребятам дальше развить свои дарования. Вот для этого технически оснащаются базовые площадки, создаются программы до- полнительного развития, привлекаются лучшие педагоги. Идея заключается в том, чтобы как можно большему числу ребят предоставить возможности для развития. И не только в крупных городах. У нас есть, например, проект под названием «Улей» — для сельских школьников, которым, конечно, труднее попасть в тот же «Сириус» или «Артек». Но если в небольшой сельской школе ребята проявили себя, то вместе со своими учителями они могут приехать на неделю или две в областной центр развития и там целую смену отучиться на дополнительной программе.
— А направления какие?
— Они могут быть самыми разными — математика или химия, программирование или литературное творчество, арт-дизайн или танцы. Но для всех участников обязательны два условия. Первое — показать, чему именно ты научился, второе — продемонстрировать навыки работы в команде. В конце каждой смены участники получают дополнительные персональные задания на четверть, а потом, через месяц или два, к ним в школу приезжают тьюторы, смотрят, как у подопечных идут дела, советуют, подсказывают. И вся эта система олимпиад, углубленное изучение тоже направлены на поиски себя, на формирование интереса, превращение учебы из унылой обязаловки в увлекательное путешествие. Так что вовсе не случайно наши ребята вновь стали завоевывать медали на международных олимпиадах по математике, по химии, IT-дисциплинам. И у всех них, мы заметили, более высокая самооценка, амбиции, мотивация, и они ищут себя не по справочнику для поступающих, а на основе личного участия, опыта, а потому уверены в собственном выборе. Так что участие в разных олимпиадах, конкурсах, развивающих программах — очень важное направление.
— В последние несколько лет стало больше ребят, поступающих в колледжи. Почему? Они плохо успевали по школьной программе, боятся ЕГЭ или не могут позволить себе репетиторов?
— Да, процент таких ребят вырос, но, мне кажется, прежде всего из прагматических соображений.
— Не хотят рисковать?
— В том числе. Хотя основная причина — изме- нения, которые происходят в колледжах и техникумах. Среднее профессиональное образование меняется и начинает предлагать именно востребованные профессии. Еще каких-то десять-пятнадцать лет назад многие старшеклассники и их родители рассматривали СПО как тупик: если не можешь учиться — иди работай. А сейчас само содержание новых профессий меняется, компетенции другого уровня (скажем, программированию быстрее и выгоднее учиться в колледже), а шансы найти хорошую работу и зарплату по окончании СПО чуть ли не выше, чем после университета. А если еще учесть, что, по последним данным, более половины всех выпускников вузов признаются, что заняты не по профилю, сидят не на своем месте, то и ценность университетского диплома в глазах многих старшеклассников снижается. К тому же сегодня многие колледжи входят в структуру университетов, и если ты хорошо учился, то вполне можешь получить высшее профильное образование, причем без ЕГЭ. И тогда выпускники школ начинают считать плюсы и минусы. Среди преимуществ — востребованность, зарплата и уверенность в своем будущем. А минус заключается в том, что, если хотите освоить и университетскую программу, времени на обучение придется потратить больше. Но зато вы будете совершенно точно знать свою сферу, уже иметь «на руках» профессию — вы востребованы, а значит самостоятельны. И сегодня, когда ситуация в экономике очень неопределенная, во многих семьях это обстоятельство, конечно, учитывается...
— В высшей школе ситуация другая?
— Там приходится планировать на более дальние сроки, сложнее прогнозировать спрос, перестраивать программы, а в СПО все определеннее и быстрее. И предприятия часто сами вкладываются в подготовку кадров, потому что им уже завтра нужны кадры для тех технологий, которые они готовы использовать, и компетенции рабочих — уже вопрос их конкурентоспособности, положения на рынке, благополучия. И речь необязательно о таких сферах, как, скажем, строительство или машиностроение. Колледжи быстрее перестраи- ваются и в гостиничном бизнесе, и в социальной сфере, и в здравоохранении. Все это — десятки гарантированно востребованных специальностей.
— Ирина Всеволодовна, летом наш корреспондент побывал на Чемпионате мира по профессиональному мастерству в Казани и был поражен не только его уровнем и накалом борьбы, но и количеством зрителей, их вовлеченностью...
— Да и вообще, отмечу, это внимание к рабочим профессиям — общемировая тенденция. Сегодня во многих странах профессиональное мастерство рассматривается просто как другой маршрут, который позволяет делать карьеру не только головой, но и своими руками. Потому что руки тоже учат голову — не зря же с детского сада педагоги и психологи учат труду... Кстати, об этих чемпионатах. Напомню, что несколько лет назад на WorldSkills мы начинали с последнего места, хотя столько говорили и писали о роли рабочего. Но одно дело говорить, другое — делать. Тогда мы изменили сам подход, стали рассматривать СПО как равноценную альтернативу высшему образованию, начали готовить команды, проводить чемпионаты, сейчас создаем для школьников центры профессий. И вот, спустя семь лет, на европейском чемпионате в Будапеште мы стали победителями, а на мировом, в Казани, — вторыми, проиграв только китайцам!
— Давайте все же вернемся к приему 2020 года. Это самая актуальная тема для нашей аудитории. В чем будут его особенности, что бы ребятам по- советовали? Вот вы говорили о заоблачных кон- курсах в топовые вузы Москвы и Питера. Они, эти конкурсы, такими же и останутся?
— Скорее всего. Но, по моему убеждению, аби-туриентам вовсе не обязательно ехать, скажем, из Вологды, Архангельска или Тюмени в сто- личные университеты. Потому как и в регионах сегодня есть достойные учебные заведения. Надо учитывать, что период безудержного количественного роста нашей системы высшего образования закончился. Наоборот, число университетов сокращено, и те заведения, которые, будем откровенны, безнаказанно торговали дипломами, ушли с рынка. И если выбирать, где и чему учиться, то я бы рекомендовала присмотреться к местным вузам, особенно что касается программ бакалавриата. Вообще, переезд в другой город — это не в наших традициях, это, скорее, западный образ жизни, но там совсем другие условия, а у нас вчерашние школьники очень часто едут просто пожить самостоятельной жизнью без родителей. Да, многие так и поступают, но среди них и отсев большой, потому что к этой самостоятельной жизни, где крайне важна самодисциплина, они еще не готовы. И материально учиться в столицах сложнее. Другое дело, если вы четыре года отучились, бакалавриат окончили, убедились, что вам интересно и необходимо продолжить обучение, — вот тогда милости просим в магистратуру, можно и в столичном вузе. Так надежнее, логичнее и дешевле. И еще пусть ребята и родители учтут: сегодня в России складываются крупные научно-образовательные центры в Белгороде, Тюмени, Перми. Уже хорошо зарекомендовали себя новосибирские и томские объединения, а партнерские программы ведущих университетов работают практически во всех регионах, а это гарантия и качества, и занятости в будущем. Так что мой совет — присмотритесь к местным вузам внимательнее, подумайте, какие у семьи финансовые возможности.
— Еще один практический вопрос: по каким специальностям в 2020 году ожидается больше бюджетных мест?
— Тут все останется по-прежнему. Возможно, по числу бюджетных мест подрастут все те же технические и естественнонаучные дисциплины, химия или физика. Но там, думаю, и конкурсы будут выше — наконец выпускники стали оценивать спрос, ситуацию на рынке и наши постоянные увещевания и разъяснения. А вот на экономике число бюджетных мест сократится процентов на десять от спроса на это направление, на юридических направлениях — то же самое, и остальным желающим придется учиться за собственный счет. В среднем на гуманитарных специальностях бюджетных мест останется не более четверти, на специальностях здравоохранения — приблизительно половина (напомню, от спроса — не от числа бюджетных мест прошлого года). А вот там, где ведущие предметы — математика или физика, восемь из десяти студентов учиться будут за государственный счет. Так что дерзайте!
— И последний вопрос, точнее говоря — совет нынешним восьми- или девятиклассникам. У них еще есть время для поисков и выбора, но многие жалуются на перегрузку в школе...
— Жалуются справедливо. Но тут все упирается в образовательные стандарты, которые давно пора менять, а не добавлять в школьное распи- сание то шахматы, то астрономию. Единственный выход, который я вижу сейчас в этой ситуации, — это более раннее профилирование, дополнительное образование, новые кружки и секции, чтобы лучше понимать себя и оценить свои способности. И все это нужно не в выпускном классе, а еще в восьмом-девятом. Наша школа неслучайно вер- нулась к теме просвещения — потому что очевидно, что ее выпускникам необходимы не только предметные знания, но и культура, и кругозор, и понимание самих себя. А для перезагрузки нужны соответствующие ресурсы и время. И все же самое главное в формуле «найти себя» — наша личная заинтересованность. Кто хочет — тот, уверена, найдет!