Один из самых тяжелых периодов в жизни советского народа – Великая Отечественная война. Смерть. Голод. Концлагеря. Мы помним о солдатах, которые боролись за землю, за Родину. Но были в гуще военных действий и люди, которые не сражались, но тоже помогали идти к победе. Журналисты, военные корреспонденты, фотокорреспонденты. Благодаря их работе мирный народ знал о приближающихся опасностях, о победах и поражениях.
С началом войны советские СМИ изменились. Всего за несколько дней увеличилось количество военной прессы и уменьшился объем гражданской. Из-за нехватки средств уменьшались тиражи, закрывались редакции, сокращались рабочие места. Но журналисты, корреспонденты и дикторы продолжали свою работу. Они рисковали своей жизнью ради освещения событий и поднятия боевого духа на фронте и в тылу. Давайте вспомним этих героев.
Юрий Левитан (1914-1983)
Юрий Борисович Левитан — один из самых знаменитых дикторов советского радио. В 17 лет Юрий прошёл отбор в группу радио ведущих. Спустя три года Сталин услышал голос Левитана в ночном эфире, и с тех пор он стал любимым диктором вождя.
Именно Юрий Борисович объявил о начале войны и о победе над фашизмом. А его знаменитое «говорит Москва» знают даже те люди, которые родились после распада Советского Союза.
После начала войны Москва оказалась в тяжелейшем положении: мощные радиостанции вокруг столицы стали маяками для немецких самолетов. По ним можно было легко найти город и атаковать. Одна из бомб летом 1941-го упала во двор Радиокомитета. Немецкое радио поспешило сообщить: «Большевистский радиоцентр разрушен! Левитан убит!». Но бомба угодила в канализационный люк и не взорвалась. Не прошло и 20 минут, как в эфире вновь зазвучал голос великого советского диктора. Чтобы избежать дальнейших атак, решено было все станции демонтировать и отправить в Свердловск (ныне Екатеринбург). За радиотехникой эвакуировался и Левитан. Станция находилась в подвале, а Юрий Борисович жил в бараках в полной секретности. Такие меры были приняты, поскольку сам Гитлер назначил награду за голову Левитана. После войны Юрий Борисович продолжал работу на радио, но вместе с этим занимался озвучиванием фильмов. В 1961 году именно он объявил о первом полете человека в космос.
Евгений Халдей (1917-1997)
Еще с раннего детства Евгений увлекался фотографией. В 13 лет Халдей устроился на завод и на заработанные деньги купил первый фотоаппарат. А уже к 16 годам трудился в газете «Сталинский рабочий», затем Евгения взяли в фотохронику ТАСС.
22 июня 1941 года Евгений рано утром возвращается из отпуска в Москву. Спустя несколько часов он уже сидит в редакции и замечает, как возле здания собирается народ. Он хватает камеру, выскакивает на улицу и делает одну из своих знаменитых фотографий: москвичи слушают речь Молотова.
Халдей прошел с Красной Армией весь путь до Берлина. И именно там сделал главный снимок в своей жизни — Знамя Победы над Рейхстагом. Как оказалось позже фотография была сфальсифицирована. Халдей попросил солдат поднять Знамя над Рейхстагом, а не «поймал момент». В одном из материалов ТАСС рассказало, что Халдей даже привез из Москвы три красные скатерти, которые выменял на несколько бутылок водки.
После войны началась «борьба с космополитизмом: фактически гонения евреев. В 1947 году Халдей прошел аттестационную комиссию, которая назвала его «посредственным репортером, едва справляющийся с нормой выработки». Так, в октябре 1948 года Евгения уволили, и после этого газеты и журналы отказывались от его снимков. И только в 1956 году, после смерти Сталина, Халдей устроился в газету «Правда», где проработал 14 лет, а затем ушёл на пенсию.
Последние годы жизни он посвятил фотоочерку «Мысли и сердце» о знаменитом хирурге-кардиологе Николае Амосове. Работу наградили несколькими международными премиями.
Всего на фронт ушли более 500 военных корреспондентов, чтобы каждый день чьи-то матери, жены, дети, братья и сестры получали вести с поля боя. Среди этих людей были и писатели Михаил Шолохов, Алексей Толстой и Александр Твардовский. Именно благодаря их труду сегодня мы можем узнать об этой страшной войне. Не зря Александр Жаров сказал о военных корреспондентах: «Вместе жили, Родине служили острое перо и автомат, фронтовою дружбою дружили журналист, писатель и солдат». Так и было.