Катрина Асеева — выпускница Ленинградского областного колледжа культуры и искусства рассказала об учебе будущих руководителей любительского театра, особенностях работы и жизни бок о бок со сценой.
— Моя будущая профессия — режиссёр любительского театрального коллектива. Любительский театральный коллектив сильно отличается от профессионального. Во-первых, любительские коллективы, в основном, организуются при школах, ДК, в частных студиях. Во-вторых, чтобы играть в них, людям не нужно профессиональное актёрское образование. В основном такие коллективы — это детские студии (от 3-х до 18-ти лет), бывают объединения взрослых и пожилых людей, но коллективы там не такие многочисленные.
Главное отличие от профессиональных коллективов заключается в целях, которые ставит перед собой любительский театр. Если профессиональный театр создаёт искусство, работает по государственному заказу на определённое количество спектаклей и прибыль от них, то любительские коллективы не только ставят спектакли, они учат актёрскому мастерству, сценическому движению, сценической речи. В детских коллективах главная задача — воспитание хорошего человека. А для более взрослых театр это хобби, благодаря которому ты можешь отдохнуть душой после работы.
Как бы странно это не звучало, стать руководителем театрального коллектива решила случайно. Я всю жизнь, сколько себя помню, хотела быть актрисой. С 11 лет ходила в телестудию. Быстро делала уроки на переменках, а после школьных занятий сразу бежала на актёрское. В девятом классе решила, что школьных и студийных спектаклей мне не хватает, поэтому нашла театральные колледжи.
Можно было бы сказать, что я слегка промахнулась с профессией, которая будет написана в моём дипломе, но это не совсем так. Колледж должен был стать для меня промежуточным этапом между любительскими школьными спектаклями и профессиональным актёрским образованием. Но так получилось, что мой курс слегка изменился: я увлеклась именно постановкой спектаклей и теперь, завершая обучение, собираюсь продолжать учиться уже непосредственно на профессию режиссера.
Сейчас я заканчиваю 4 курс ЛОККИ («Ленинградского областного колледжа культуры и искусства») на дневном отделении. Я учусь на бюджете, но у нас есть и платные места.
Оплачивать может быть трудно, так как во время учёбы нам запрещают подрабатывать, хотя бы потому, что это физически очень сложно. Большую часть времени мы проводим в колледже: занятия с 9-10 часов, иногда с 12, и до 20:00, пока колледж не закроется, мы репетируем.
Система нашего обучения такова: первый и второй курс —общеобразовательные предметы: математика, русский язык, литература и др., то есть мы заканчиваем школьную программу; третий и четвёртый курс — профессиональные предметы, такие как методика преподавания, психология, возрастная психология и другие. После пар мы все четыре года ставим что-то, делаем этюды, репетируем отрывки, дипломные спектакли.
Что касается современных молодых режиссёров в целом, на мой взгляд, если грубо разделять (так делать не надо, но я сделаю), последнее время выделилось две тенденции в режиссуре: «режиссёры-иллюстраторы» и «режиссёры-передельщики». Первые ставят пьесу такой, как она есть, абсолютно следуя за автором. Вторые пьесу раздирают на мелкие кусочки, меняют эти кусочки местами, как стёклышки калейдоскопа, и всё это выносят на сцену, говоря, что «они так видят». Для них самовыражение становится самоцелью, они игнорируют автора, а средства художественной выразительности (музыка, свет, театральная машинерия) превалируют над игрой актёра. Это понятно, техника более податливый и предсказуемый материал, чем игра актёра.
Думаю, что молодым режиссёрам несомненно следует делать что-то новое, но при этом не разрушать старое. Важно уметь работать с актёром и ценить его, помнить, что именно актёр — носитель специфики театра. Нужно ставить пьесы не «перелопачивая» их, но, тем не менее, пропуская через призму своего сегодняшнего восприятия. Ставить новый и интересный материал, актуальный сегодня. Возможно, современные пьесы.
Нужно искать и пробовать. Жизнь меняется, меняется и театр. Вижу будущее за документальным и социальным театром. Сейчас ещё активно развивается театр кукол.
Что будет с драматическим театром и куда его вести вопрос большой и сложный. На поиски ответа может уйти жизнь. Эудженио Барба создал «мировой театр», в котором сочетаются национальные черты театров разных стран. До него этого, насколько я знаю, не делал никто. Молодые режиссёры тоже найдут что-то своё, уникальное, то, что важно для них. И, надеюсь, выведут театр из «перекопии копий». Я ещё ищу.