— ЕГЭ по русскому языку — самый массовый экзамен, из-за пандемии в этом году учащихся разделят на 2 группы. Экзамен будет проходить 6 и 7 июля. Как вы относитесь к этому?
— Нормально отношусь, понимаю, что это делается в целях безопасности выпускников, и по-другому организовать экзамен нельзя.
— Я считаю, что это не так важно. Вероятность того, что КИМы первого дня будут использоваться и на второй день экзамена, равна нулю. А психологически человек настраивается на ту дату, которая ему назначена, и ему всё равно, что происходит в другое время
— Ходят слухи, что из-за коронавируса сложность экзамена будет выше или наоборот ниже. Что вы думаете по этому поводу?
— Я думаю, что коронавирус никак не повлияет на сложность экзамена. КИМы разработаны в соответствии с теми демоверсиями, которые были представлены в начале учебного года. По каждому предмету есть спецификация, определяющая содержание и структуру КИМов, и кодификатор, в котором приведён полный перечень вопросов, проверяемых на экзамене. Поэтому менять структуру варианта нельзя. Тем более, что разрабатываются КИМы заранее, а не перед самим экзаменом.
— Помогут ли шпаргалки на ЕГЭ по русскому?
Мне даже представить трудно, какие шпаргалки можно использовать на экзамене по русскому языку. Каждое задание содержит примеры, решить которые можно, если знаешь несколько правил. Причем это не 1-2 правила, а много. И чтобы их все уместить в одной шпаргалке, она должна быть очень большой. Кроме того, стоит ли рисковать, зная, что на экзамене ведется видеонаблюдение? Не лучше ли выучить те правила, которые не знаешь? Мой ответ однозначен: нет, никакая шпаргалка не поможет, сделает только хуже. Ученик, зная, что у него есть подсказка, думает не о заданиях, а о том, как воспользоваться ею. Теряет время и плохо сдает экзамен.
Шпаргалками лучше пользоваться при подготовке. Столкнулись с проблемой, напишите подсказку. Её можно повесить, например, над рабочим столом, чтобы попадалась на глаза, а можно положить в карман одежды. Появилась свободная минутка, например, в автобусе едете, можно вытаскивать листочки и учить правила. Так проблемы решаются намного эффективнее.
— Какие задания обычно вызывают трудности у ребят?
— Однозначного ответа здесь нет. Кто-то легко решает сложные задания, но делает ошибки, например, в задании 10, проверяющем правописание корней. А кто-то не справляется именно со сложными заданиями, среди которых 8, 21, 26. В моей практике ещё ни разу не было случая, чтобы все учащиеся не справлялись с каким-то конкретным заданием, у каждого свои затруднения.
Часто бывает: ученик допускает ошибки в тех заданиях, которые всегда правильно выполнял, всё зависит от варианта. ЕГЭ по русскому языку не вызывают трудностей у ребят, которые хорошо учатся на протяжении всех школьных лет, а не начинают готовиться к экзамену в последние месяцы перед ним.
(Текст о типичных ошибках в ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку и советы, как их избежать можно прочитать здесь)
— Что повторить за несколько дней до экзамена?
За несколько дней до экзамена уже ясно, с какими заданиями ученик не справляется. Необходимо понимать, что этому мешает: отсутствие знаний или нежелание выучить правила. Поэтому лучше всего заняться устранением конкретных пробелов, причём не всех, а только тех, с которыми ещё можно справиться.
— Если выпускник не умеет решать вторую часть (сочинение), что ему делать?
— Чтобы научиться писать сочинения, нужно пробовать их писать. Сколько не говори: «Я не умею», умение к тебе не придёт. Сначала нужно внимательно прочитать само задание. В нём чётко обозначены те пункты, которые необходимо раскрыть в сочинении, и пробовать писать. Учиться писать сочинение можно по специальным клише (подборка полезных сайтов для подготовки к ЕГЭ по русскому языку). Пробовать разные варианты клише к одному и тому же тексту, потом к разным текстам, пока не найдёшь оптимальный для себя вариант. Со временем придёт понимание того, чего от тебя ждут в этом задании, и всё получится. Но главное, у каждого выпускника есть учитель. Именно он помогает хорошо сдать экзамен. Нельзя оставаться наедине со своим неумением, нужно не стесняться просить помощи. И тогда всё получится. Я думаю, если ученик дошёл до 11 класса, он сможет заставить себя научиться писать сочинение, которое даёт ему почти половину баллов.
— На что стоит обратить внимание на экзамене?
— На экзамене необходимо выполнять все указания организаторов, они помогут чётко и без суеты выполнить необходимые процедуры, заполнить бланки. Очень внимательно просмотрите свой КИМ. Обращайте внимание на качество печати. Не стоит подходить к этому пункту формально. Может случится так, что при выполнении заданий в середине варианта вы обнаружите, что некоторые из них не читаются, но изменить уже ничего нельзя. При выполнении заданий отмечайте те, в которых возникли сомнения. Вернитесь к ним позже, решите ещё раз и сверьте с предыдущими ответами. Не сомневайтесь в себе, и всё получится.
Подытожим:
Не стоит рассчитывать на шпаргалки на экзамене, но во время подготовки к нему они отличные помощники.
Решите несколько вариантов, чтобы понять, какой номер вызывает затруднения. Устраняйте их локально: учите правила, соответствующие этой теме и тренируйтесь.
Проверяйте качество печати КИМа перед началом выполнения заданий. Если вы заметите плохо пропечатанные места в середине экзамена — ничего нельзя будет изменить.
Верьте в себя!