Вчера Минобрнауки опубликовало обновленные правила приема в вузы, и даже при беглом взгляде стало ясно: в этот раз нас действительно ждут глобальные изменения.
Возможности – это, без сомнения, хорошо. Но готовы ли к этому сами учебные учреждения? Должны ли теперь одиннадцатиклассники срочно пересмотреть свои программы подготовки к экзаменам? И чем вообще обусловлены такие перемены?
Мы решили разобраться в этом вместе с экспертами.
И пандемия может быть полезной
Обновленный порядок приема содержит сразу несколько пунктов, в которых легко узнать отголоски «коронавирусных мер». В этом году экстренно цифровизироваться пришлось всем – включая образовательные организации. И если школы практически повсеместно продемонстрировали свою неготовность к дистанционке, то в вузах новая система в период приемной кампании неожиданно прижилась – тем более, что многие уже давно развиваются в этом направлении.
Итак, согласно новым правилам, вузы должны:
1. Обязательно обеспечить возможность подачи документов в электронной форме. При этом варианты личного визита в вуз и отправки почтой также остаются в силе;
2. Должны обновлять конкурсные списки абитуриентов не менее 5 раз в день;
3. Упростить процедуру зачисления по программам бакалавриата и специалитета на бюджетные места по очной форме обучения.
Что подразумевается под третьим пунктом?
Во-первых, первой и второй волны зачисления в привычном смысле больше не будет. С 21-22 года на первом этапе будут поступать только те, кто имеет право на зачисление без вступительных испытаний: льготники, целевики, олимпиадники.
Со второй волной в ряды студентов вольются все остальные.
Свободу вузам!
Кстати об экзаменах. Согласно новым правилам, вузам больше не придется советоваться с чиновниками по поводу:
1. Вступительных испытаний для абитуриентов, поступающих на базе среднего профессионального и высшего образования. Теперь они могут отличаться от тех, которые предусмотрены для выпускников школ.
2. Максимального количества специальностей и направлений подготовки, в конкурсе на которые сможет участвовать абитуриент;
3. Проведения дополнительного зачисления на основании конкурсных списков в случае, если какие-то абитуриенты откажутся от зачисления. Ранее это не практиковалось, в результате чего даже после «второй волны» иногда оставались незаполненные места.
Все эти вопросы высшие учебные заведения отныне смогут решать самостоятельно.
Но самая важная и многообещающая для будущих абитуриентов новость заключается в том, что теперь вузы смогут устанавливать вступительные испытания по нескольким предметам по выбору. Что это значит?
Зайти «с козырей»
Теперь каждый абитуриент при поступлении будет выбирать наиболее высокие результаты. Например, возможно, что на направлении «биофизика» мы увидим «или» между биологией и физикой. Это значит, что будущий ученый сможет воспользоваться при поступлении тем предметом, по которому балл за ЕГЭ оказался выше.