Как прекрасно написал Н.В. Гоголь о
воспитании: «Чтобы воспитывать другого, мы должны воспитать прежде всего себя». Ведь мы — педагоги, можем помочь нашим воспитанникам обогащать свою
личность, совершенствоваться, учиться и стремиться к знаниям только если мы
сами таковыми являемся.
Как часто я задаю себе вопрос: почему я
стала педагогом дополнительного образования? Практически ежедневно. Точнее,
каждый раз, когда готовлюсь к занятиям, пишу программы или собираю
статистические данные. Ведь педагогика, дополнительное образование, и вообще работа
с детьми — это то направление, в котором нельзя быть нечестным, равнодушным,
эгоистичным, а главное — безнравственным. И каждый раз возникают вопросы: а на
сколько чисты мы с вами? Мы — педагоги! Как часто каждый из нас следует тем
правилам, которым мы учим наших детей? Как часто мы говорим истинную правду, а
не пытаемся утаить некоторые детали? Проявляем ли мы свое отношение (участие)
не только к детям, а к самому предмету, который мы преподаем? А самое главное,
насколько мы любим то, что делаем?
На некоторые из вопросов я могу честно и
утвердительно ответить уже сейчас, а некоторые до сих пор остаются загадкой. На
данный момент я с уверенностью могу сказать, почему я выбрала не основное
образование, а дополнительное и за что я вообще люблю свою деятельность.
Во-первых, за взаимообмен энергией,
который возможен только в системе дополнительного образования, на занятии, которое
дети посещают, потому что им нравится. Однозначно могу сказать, что энергия,
которую я, как педагог отдаю, возвращается вдвойне: это невероятно — видеть не
уставшие после тяжелого учебного дня лица, а горящие глаза и сияющие улыбки
своих ребят в конце каждого занятия. Ты понимаешь, что становишься не просто
руководителем, а именно наставником и другом, с которым можно поделиться своими
мыслями, идеями, а иногда и проблемами. В такие моменты есть четкое понимание
того, что все, что ты делаешь — не напрасно, потому что задача педагога, как я
уже говорила выше, не только научить, но и направить на правильный путь, помочь
и поддержать в трудную минуту.
Во-вторых, это возможность постоянно
учиться новому и развиваться. Нелепо полагать, что мы можем быть достойными
наставниками лишь с тем багажом знаний, который мы получили
в самом начале нашего педагогического пути. Запросы общества растут с
неимоверной скоростью: развиваются технологии, появляются новые направления,
лица, средства коммуникаций и многое другое. Наши дети — своеобразные
проводники в так называемый мир «новых технологий». Самые любознательные и
активные могут задавать вопросы, которые прямо не будут связаны с основной
деятельностью преподаваемого предмета, но влияющие на развитие человека как
личности. И для поиска некоторых ответов приходится приложить немалые усилия:
иногда появляется необходимость рассматривать ситуации с непривычной для нас
стороны. Для решения иных вопросов потребуется научиться новому способу
взаимодействия. Кому-то будет нужно познакомиться с новинками техники или
нестандартными для нас технологиями. Это ли не наше личностное развитие с целью
воспитания другой личности?
В-третях, это постоянное стремление
становиться лучше. Ведь мы, будучи проводниками к светлой жизни не можем быть
гнилыми и черствыми внутри. Несмотря ни на загруженность, ни на проблемы на работе
и в личной жизни мы не должны сбрасывать свои проблемы на тех, кто каждый раз
приходит к нам с горящим взором, на тех, кто нам доверяет и, в некотором роде,
даже подражает. Они дети и им в их возрасте хватает тех проблем (пусть сейчас
даже небольших), которые у них уже есть. Поэтому мы (педагоги) на каждое
занятие обязаны приходить с чистым сердцем, душой и любовью к тому, что мы
делаем и к тем, для кого мы все это делаем.
Именно поэтому я и выбрала данный путь. Но
до сих пор для меня остается непонятным, почему есть такие педагоги, которые
постоянно всем недовольны и срывают свое недовольство на воспитанниках. С какой
целью они остаются в образовании, продолжают заниматься воспитанием, когда они
просто ненавидят свою работу. Почему не все стремятся быть «лучшими для
лучших»? Возможно, когда-то, в самом начале пути и эти самые ворчливые,
озлобленные и недовольные тоже любили свою работу. Или любят и сейчас, но
проявляют это в вечном негативе? Вот что мне совершенно непонятно.
Может быть, эта истина откроется мне
позже, но на данный момент я готова наслаждаться своей деятельностью, дарить
знания детям, помогать им в решении трудных ситуаций, ведь как писал В.А.
Сухомлинский: «Нет в мире ничего сложнее
и богаче человеческой личности. Ее всестороннее развитие, нравственное
совершенство – цель воспитания». Пусть не на 100 процентов, но хотя бы на
10, я желаю помочь воспитанникам всесторонне развиваться, совершенствоваться и
обогащать свою личность точно так же, как они помогают это делать мне.