Пять углов



Наши опросы
Колонка редактора
Девятиклассникам
Портфолио
На практику — в ПУ!
Развлечения
Каталог профессий
Каталог вузов
Каталог сочинений
Каталог увлечений
Наши авторы
Вопрос в редакцию
Контакты
О нас
Архив номеров
Журнал старшекласcников
|

Сочинениелицей 393ВыходныеволонтерствоВШЭлайфхакВПРШкола 2 БерезовкаРособрнадзорпутешествияолимпиадасоветы психологаКаталог вузовМГУПроекторияАлые парусапрофориентацияподготовка к ЕГЭИван Трояновкуда сходить в выходныеинтервьюкнигиАкадемическая гимназия 56Новыемедиацентр РакурсШкола 151что посмотретькуда поступатьрусский языкИгра престоловкарантинСПбГУшколаисторияЛето в городах РоссииКуда сходитьЕГЭ 2018студия журналистики Калининского р-наРостов-на-ДонуКак сдать ЕГЭвыставкаВУЗкак прошли ЕГЭ-2018экзаменыувлеченияДевятиклассникамканикулыНа практику — в ПУ!физикаработапабликаторИТМОвсё о поступлении 2019образованиерейтинг вузовгимназия 19 ОрелОГЭлицензияподготовка к ЕГЭпоступлениевыпускнойподготовка к ОГЭКонцертитоговое сочинениекиноКем быть?вузыДля гуманитариевНовый годегэ 2017Министерство образованияолимпиадыМинистр образованиялитератураЛучшее на Стенерецензияприемная кампаниясоветыВостребованныемузыкаспектаклькаталог сочиненийкуда пойти учитьсяаккредитацияМного платятличный опытопроскем бытьКаталог профессий75 лет ПобедыфестивальВсероссийские открытые урокиэкзаменОльга Васильевадистанционное обучениеУчительуниверситетрейтингисследование
В школах сидят враги России? Разбираемся в новой инициативе Госдумы

В школах сидят враги России? Разбираемся в новой инициативе Госдумы

Просмотры
312

В многострадальный закон «Об образовании» снова предлагают внести изменения. На этот раз учителей хотят обязать согласовывать с властями просветительскую деятельность – это все, что лежит за рамками чисто образовательной программы.

Министр просвещения Сергей Кравцов уже успел высказаться «за»: «Важнейший законопроект. Надеюсь, он будет поддержан, и он также укрепит воспитательную составляющую в системе образования».

Пока не уточняется, как именно очередные отчеты, проверки и горы бумажек помогут учителям эффективно воспитывать учеников. Мы, конечно, готовы поверить на слово – но решили разобраться, а заодно выяснить, что об этом думают сами школьники.

О чем речь?


Обратимся к тексту закона. Авторы документа (среди которых, кстати, Наталья Поклонская, бывший прокурор Крыма) определяют просветительскую деятельность как «направленную на распространение знаний, умений, навыков, ценностных установок» для профессионального, творческого или интеллектуального развития. Тут вроде пока все понятно.

 «Закон о патриотизме», который активно обсуждался минувшим летом, по логике укладывается именно в это понятие. Вроде бы, мы уже определились, что учебные заведения должны не только учить, но и воспитывать чувства патриотизма и гражданственности, уважение друг к другу, «к памяти защитников Отечества, к закону, человеку труда и старшему поколению», а заодно прививать бережное отношение «к культурному наследию и традициям многонационального народа». На разработку соответствующего плана мероприятий выделили год. Так откуда сейчас взялись дополнительные поправки?

Оказывается, в новом законопроекте четко прописали запрет на использование просветительской деятельности «для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, в том числе посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов». 

На наш взгляд, культивирование ненависти и предрассудков противоречит просвещению по определению, так что запрет абсолютно логичен и оправдан. Вопрос только в том, почему его не включили в первую редакцию документа, но законы всегда дорабатывают. Это нормально.


Почему это важно?


Вообще, если начать рассуждать логически, то можно прийти к выводу, что такой закон нашей системе действительно нужен. Причем вместе со всеми поправками.

Рассмотрим один из примеров. В последнее время об этом говорят несколько меньше, но проблема пропаганды запрещенных на территории РФ террористических организаций все еще актуальна практически по всей стране. Например, в одном только Татарстане, который в принципе не считается «опасным регионом», за месяц произошло сразу несколько крупных задержаний агитаторов, которые проводили вербовку новых членов – в том числе, среди подростков. В результате даже Духовное Управление Мусульман Республики призвало верующих избегать общения с подозрительными личностями, избавиться от экстремистской литературы и звонить по всем вопросам веры на бесплатную горячую линию. 

Это не просто формальные инфоповоды, не сухая статистика. Это конкретные трагедии и разрушенные человеческие жизни. 30 октября в Кукморе 16-летний парень попытался поджечь полицейский участок, а потом, выкрикивая исламистские лозунги, набросился с ножом на вышедших к нему полицейских. Его застрелили. И кто виноват в его гибели? Он сам, полицейские  – или те, кто внушил ему эти идеи? Ответ очевиден, да? 

Не допустить, чтобы такие агитаторы действовали в стенах школ и вузов – обязанность государства. А ведь кроме запрещенных религиозных и политических организаций есть и другие опасности, от которых не защитят ни турникеты, ни металлоискатели. 

Пишем «уважение»  –  «толерантность» в уме?


Так уж исторически сложилось, что слово  «толерантность» в России является чуть ли не ругательным. Но давайте взглянем на определение этого термина в Википедии: «Терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям. Толерантность не равносильна безразличию».

Вам не кажется, что наши законотворцы говорят о том же, только другими словами? Быть может, они наконец-то обратили внимание на проблему, которая реально существует?

К примеру, по данным Педсовета 52% подростков в России по тем или иным причинам сталкиваются с буллингом. Не секрет, что часто это заканчивается тяжелой депрессией, насилием, а порой и необратимыми последствиями.  

Согласитесь, что было бы здорово, если бы в школе перестали травить за внешность, национальность и интересы? Разве взаимное уважение и терпимость – это не то, чего не хватает нашему обществу, не то, что мы так хотели бы видеть в будущем?

Семьи старой закалки действительно не всегда могут научить своих детей терпимости и уважению. А если дома есть проблемы и конфликты, подросток вполне естественно может начать выплескивать негатив на тех, кто слабее. И тут воспитательные и просветительские мощности школ могли бы проявить себя на всю катушку. Да, конечно, никакие плановые уроки не могут за короткое время полностью решить эту проблему, но сама инициатива была бы полезной, правильной и актуальной. Наконец-то.

Только вынуждены вас разочаровать: кажется, чиновники имеют в виду не это.



Поворот «не туда»



Оказывается, авторы законопроекта прежде всего беспокоятся о том, что сейчас в эту самую просветительскую деятельность вмешиваются «антироссийские силы». Звучит уже немного пугающе, правда?

Как передает Медуза, эти самые Силы  «бесконтрольно реализуют в школьной и студенческой среде <…> пропагандистские мероприятия, в том числе <…> направленные на дискредитацию проводимой в Российской Федерации государственной политики, пересмотр истории, подрыв конституционного строя». 

Стоит просмотреть последние новости, и складывается впечатление, что поправки больше связаны не с реальными задачами образования и воспитания, а с новым законопроектом «об иностранных агентах», который запрещает им занимать государственные и муниципальные должности. 

Действительно ли на ребят влияют антисовет... то есть, антироссийские силы? Мы спросили об этом у участников «Пабликатора»:


«Я уже сейчас чувствую, как государство потихоньку съедает личное мнение ребят, например, уроки истории России проводятся 4 часа в неделю, а русского - один. На уроках ОБЖ всех призывают вступать в юнармию и учиться грамотно маршировать, а если не хотите - два в журнал. ЕГЭ , ОГЭ, постоянное давление на учеников - вот все, чего добились власти»,  – Карина, 16 лет, Новосибирск.


«Если действительно есть какие-то организации, занимающиеся просветительской деятельностью «для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни», то это звучит полезно. С другой стороны, это позволит чиновникам, некоторые из которых ничего не знают об образовании, запрещать что-то действительно полезное под предлогом антироссийской деятельности. Может получится как во времена СССР, а это не то, к чему следует стремиться демократическому государству», – Лиза, 16 лет, Московская область.

«Думаю, что нашему государству нужно сначала всех «инсторанных агентов» из Госдумы и министерств выгнать, а потом в школах их искать.  Этот закон пзволит банить не только вредную информацию, но и настоящую историю», – Андрей, 17 лет, Киселевск.

«Я не вижу никакой необходимости в этом законопроекте. Ни в моей школе, ни в школах моих друзей не проводятся мероприятия, которые направлены на разжигание ненависти или дискредитации политики РФ. И мне кажется, что ни в какой другой школе такого нет: это попросту никому не выгодно. Как обычно, хотели сделать лучше, но в итоге получили бредовый законопроект, который ассоциируется скорее с паранойей, чем со здравым смыслом», – А., 14 лет.

«Сравнить наше образование и иностранное –  так уж лучше пусть они вмешиваются. А вообще,  самый лучший подрыв конституционного строя – это некоторая деятельность наших чиновников,. Разочарование в государственной политике происходит из-за законов и других нелепостей, принимаемых депутатами. Я негодую», – Настя, 16 лет, Елизово.


А что дальше?.. 


Сейчас мы можем только догадываться о том, примут или нет новые поправки. Не знаем мы и то, как на практике в ближайшем будущем будут «просвещать» и «воспитывать» в школах России.

Но кое-что можно сказать точно.

Во-первых, власти в полной мере осознали важность молодого поколения и готовы за него бороться. Насколько грамотны эти методы, к чему они приведут  –  каждый новый шаг требует отдельного рассмотрения. 

Во-вторых, прошли времена, когда из благих побуждений можно было щелкнуть железным занавесом и, пользуясь информационным вакуумом, внушать гражданам идеи в формате абсолютной истины. Сейчас это понимают все, включая людей младшего школьного и старшего пенсионного возраста. Так что, наверное, не стоит этого бояться и нагнетать обстановку. Интернет никто не удалит.

В-третьих, культурный обмен не остановить. Мы читаем книги и блоги, смотрим сериалы и фильмы, общаемся с иностранцами в социальных сетях. И это здорово! 

Но чиновники должны быть готовы к тому, что пока они не решают актуальные проблемы, российские подростки будут искать ответы, например, в сериалах «Половое воспитание» и «13 причин почему». Потому что больше негде. Достойных альтернатив отечественного производства просто нет.

В этих и подобных сериалах показываются школа, методы воспитания и просвещения. Проблемы есть, но чаще сравнение оказывается далеко не в пользу родной России. 
И никакая агитация со стороны тут не нужна.

Ну и давайте подумаем, что правильнее: запретить, например, Нетфликс – или наконец услышать подростков, родителей и учителей и хоть немного учитывать их мнение и потребности при разработке очередного законопроекта?


А что думаете ВЫ?
Поделитесь своим мнением в комментариях!




Спасибо за разносторонний взгляд на новую инициативу. Было интересно читать!
22 ноября 2020
Ответить
Ответить
Год заканчивается и в Госдуме решили принять абсурдные законопроекты. Их уже так много - не успеваешь следить
22 ноября 2020
Ответить
Ответить
С каждым днем все веселее жить
22 ноября 2020
Ответить
Ответить
Комментировать

Читайте также

Привязка статьи к блоку

ID статьи:
Сохранить
Самое читаемое