- Люди идут в театральный вуз мотивированные. Уже твердо решившие стать артистами. Мы начинаем с разминки тела, они прыгают на скакалках, кувыркаются. Еще жонглируют мечами, при этом разговаривая. Много упражнений в движении.
На этапе поступления уже понимаешь, что нужно исправить, на какие звуки сделать упор. Для этого будущие абитуриенты и проходят такой длительный отбор. Чтобы педагоги понимали, с чем им предстоит работать.
Уже когда курс сформирован, ты знаешь все речевые проблемы своих студентов. У них есть индивидуальные и групповые занятия. Вид работы выбирает мастер курса. Если говорить об индивидуальных занятиях, то на них убирается говор, идет работа над дикцией.
- Во-первых, это долгий репетиционный период мы сидим и читаем пьесу. Разбираем взаимоотношения героев. Ты продумываешь полностью состояние своего героя и то, какие эмоции ему будут даваться труднее всего.
Например, я играла в одном из спектаклей Герду. Она у меня была сильной девочкой, воином. Она боролась за свою любовь. Ей было трудно заплакать. Далее репетиции. Разные режиссеры проводят репетиции по-разному. Можно репетировать отрывками, этюдами и т.д. Ты должен либо сам придумать, что будешь делать в данный момент, либо сам постановщик определяет действия, которые станут происходить на сцене. Текст сам собой уже на этом этапе выучивается.
Во-вторых, перед самим спектаклем делается грим, проводится речевая разминка.
- Играть классику сложнее. Там все говорят другим языком. Сейчас лексика стала гораздо проще, обороты речи - тоже. Современные пьесы нам ближе, там все знакомо. Желания, менталитеты. Их и читать легче. Но классики написали жизненные правила, истины. Поэтому, такие произведения нужно читать, ставить на сцене. Недавно мы проводили в Instagram марафон, читали монолог Печорина. Нужно было его выучить и записать. Это мог сделать любой желающий. И, работая над ним, я поняла, что Лермонтов писал об очень актуальных вещах. О человеке, поиске своего призвания. Когда ты родился в семье инженера, тебе проще стать им. Или продолжить династию врачей... Связи решают многое. Нужно ли без связей искать свою профессию и стремиться реализоваться в ней? Какой путь выбрать? Об этом размышляет герой Печорина. Вот в чем суть для меня этого монолога.
- Только когда начала преподавать, я поняла, что для меня актерская профессия. Много начинаешь понимать про себя, как можно по-другому работать над ролью. Мои ученики стали меня учить профессии. Каждый студент звезда, отличившийся - в своем городе. Поступают в столичные вузы самородки, переросшие пределы собственных городов. Я стараюсь каждого понять, найти подход. Если мы разбираем некий материал, для красивого прочтения вслух, они иногда выдают такие мысли по поводу прочитанного… У каждого человека особый взгляд на героев книги. В общем учишься нестандартно мыслить , благодаря чужим взглядам. От любого обмена информацией человек становиться богаче, мудрее.
О поступлении в театральный вуз, блогерах и буллинге
- Окончив школу, я год училась на дирижера в городе Сочи. А потом уехала в Санкт-Петербург, решив, что стану актрисой. Первый год я поступала совершенно зеленая, выучив какие-то басни, стихи из школьной программы. Слетела сразу же, на этапе консультации перед основными этапами. Это была трагедия. Думала, меня, такую классную, сразу же примут. Но я узнала, что в БИиЯМС набирался платный курс. И мы учились прямо в стенах Александринского театра. Занимались на малой сцене. У меня появилась возможность смотреть любые спектакли, репетиции, а также проводить время в театре, общаться с актерами Александринки. Это настраивает на определенную волну.
Но, пробуя поступать второй раз, я тоже слетела. Потому что люди, делятся ведь на разные типажи, мастер ищет нужные ему. Нужно только дождаться своего наставника. Тот год, когда он будет набирать. И вот настал третий год. Я поступила на курс Галины Андреевны Барышевой. Она набирала музыкальный курс, а я отучилась в музыкальной школе. Неплохо пела, играла на фортепьяно. Хотя ходить в музыкалку я ненавидела, однако, музыкальное образование помогло мне поступить.
- Тут нужно рассказать о том, как я вообще туда попала. Время подходило к окончанию школы, и я хотела поступить на эстрадную певицу в Сочи. Занималась долго с крутой джазовой певицей. И все было хорошо. Я прошла все этапы.
Но тут приводят блатного мальчика. И мне говорят, что, Аня, мы тебя возьмем на дирижерское отделение, потом переведем. Зачислим на эстраду. А между этими двумя отделениями была война. Меня стали гнобить одногруппники, говорить, вот, ты эстрадница. Хотя преподы мною были довольны и не хотели отпускать. Даже звонили моей маме, когда я забрала документы, чтобы вернуть меня обратно.
- В первую очередь, я считаю, что это несправедливо по отношению к людям с актерским образованием. Они тратят свою жизнь, энергию, силы. Представьте: по 30 человек набирается мастерами на курс, их пять. Потом эти люди выпускаются. Но они не нужны режиссерам театров, кино.
Потому что есть как раз такие блогеры, популярные певицы и т.д. Как показывает сейчас практика, в кино достаточно быть собой, и все будет ок. Ты имеешь миленькую мордашку? Выучи текст! И не нужно тебе образование для того, чтобы сняться в кино или сериале.
Если говорить о театре, там все по-другому. На миленькой мордашке не выехать. Театр - это действие, которое ты показываешь от начала и до конца, выкладываешься по полной. Нужны и навыки сценической речи, что бы тебя услышал последний ряд. Кино это секунда, ты выучил сцену и сыграл. Ее можно снять заново, переиграть, переделать, выбрать лучший кадр. Иногда кино для меня, выглядит только пародией на театр. Актеры играют наигранно, нечестно.
- Бывало, конечно. Каждый из нас в жизни испытывал, наверное, это чувство. И за себя, и за другого человека. Но все чувства, которые мы испытываем, делают нас теми, кем мы являемся. Мне сразу же вспоминается случай, когда меня, молодого еще преподавателя, студенты спросили, как падает ударение в слове. А я не знала. Ответила по наитию. Хотела показаться лучше, чем я есть.
Студенты загуглили: я ошиблась. Ох, как покраснели тогда мои щеки! Но зато до меня дошло, что не стыдно не знать: хуже с пафосным видом сморозить глупость.