Сложный жизненный этап пройден — школа позади. Получены необходимые знания и навыки для социализации в обществе. Теперь нужно выбрать вуз, который даст не только профессию, но и подготовит к взрослой самостоятельной жизни.
Многие государственные университеты предлагают абитуриентам не только очные, но и дистанционные программы обучения. Например, ИОН РАНХиГС внедряет элементы онлайн-образования с 2018 года. Обычно первый вариант вызывает больше доверия у родителей будущих студентов, а в качестве преподавания онлайн появляются сомнения. Но за 2020 год сфера дистанционного обучения в России сделала большой скачок в развитии.
Трансформация высшего образования
Переход на удаленный режим в 2020 году внес большие коррективы в учебные планы. Пандемия коронавируса вскрыла недостатки дистанционного образования.
В большинстве университетов в 2020 году возникли проблемы с удаленным ведением лекций и практик из-за отсутствия достаточного количества техники. Серьезный процент преподавательского состава в вузах приходится на людей предпенсионного или пенсионного возраста, которые десятилетиями проводят занятия в одном и том же формате. Исследования НИУ ВШЭ в 2019 году показали, что преподаватели оценивают свои владения компьютером только на 3 балла из 5. Поэтому перейти в онлайн им было трудно. Но теперь вузы приспособились к удаленному режиму работы и усовершенствовали программу под онлайн-формат.
Спустя год стало понятно, что дистанционное образование пошло на пользу и студентам и учителям. Первые стали ответственными и собранными. Сначала могло показаться, что на «удаленке» вуз не будет контролировать процесс обучения ребенка. Но посещение пар и сдача заданий проверяется так же строго, как и при очном посещении университета. Преподаватели же начали осваивать современные технологии, становиться ближе к молодежи. Весь состав учителей перешел в онлайн-режим.
Практика онлайн-обучения помогла понять, что время на освоение части дисциплин можно сократить. Студент получает необходимый материал, изучает его самостоятельно и готовится к сдаче экзамена. Это не значит, что ученик совсем не будет общаться с преподавателем. Если возникли сложности в усвоении темы, лектор проведет для него консультацию. Предметы, которые требуют подробного объяснения и постоянного присутствия лектора, читаются онлайн в режиме реального времени. На таких занятиях присутствуют преподаватели и студенты, которые общаются и задают вопросы во время занятия.
С дистанционным форматом больше возможностей для обучения. Если договориться о проведении очной лекции иностранным профессором сложно, то онлайн это сделать легче. Теперь вуз может пригласить на лекцию знаменитого архитектора, дизайнера или иллюстратора, чтобы студенты получили новый опыт от человека другой культуры. Такие специалисты не начитывают заготовленный материал, а делятся экспертным мнением на семинарах и тренингах.
Кроме того, переход на удаленный формат сделал высшее образование еще более доступным для абитуриентов из регионов. Не все могут снять жилье в Москве или Санкт-Петербурге поближе к университету. А общежития выделяет не каждый вуз. При выборе онлайн-обучения студент сможет из дома получить знания и наработки от заслуженных профессоров.
Комбинированное обучение
Факультативы и дисциплины, в которых достаточно изучения теоретического материала, проводятся онлайн. Но без личного присутствия на паре невозможно освоить некоторые предметы. Например, макетирование, конструирование объектов, рисунок и живопись. Для усвоения таких знаний студенту нужно видеть пример. Для этого студентов приглашают в университет на практические занятия.
Стажировки и трудоустройство
После карантина многие компании оставят большую часть сотрудников на «удаленке». Поэтому при приеме на стажировку и в штат предпочтение будут отдавать кандидатам, умеющим работать дистанционно. При этом сотрудник периодически должен присутствовать на собраниях, планерках или семинарах.
Работодателям сразу понятно, подходит ли им специалист, по тому, как он презентует себя на собеседовании. Некоторых выпускников можно будет взять на работу и научить их недостающим навыкам. А чьи-то скиллы сразу устроят работодателя.
В рамках программы каждый абитуриент может выбрать один из двух профилей обучения: «Графический дизайн» или «Дизайн среды». Все занятия проходят дистанционно, большинство пар — в режиме реального времени, благодаря чему студенты могут сразу же получать обратную связь от преподавателей.
Кому подойдет онлайн-обучение?
Абитуриент, решивший получать высшее образование онлайн, должен быть собранным и дисциплинированным. Несмотря на то, что преподаватели будут напоминать о сроках сдачи заданий, вся ответственность лежит только на студенте.
Дистанционное обучение также подойдет людям, которые решили получить второе высшее. Они не тратят время на посещение вуза в течение сессии и переезды. Им необходимо подключится к лекции, прослушать материал и выполнить задания.
Программы магистратуры тоже есть в онлайн. Это значит, что занятой человек может получить академическую степень, просто вовремя подключаясь к занятиям и сдавая работы. Такие программы предлагает РАНХиГС, Высшая школа экономики, Московский международный университет и другие.
На что обратить внимание при выборе вуза для онлайн-обучения?
Современный сотрудник успешной компании должен быть активным, критически мыслящим и способным работать в условиях неопределенности. Этим качествам учат студентов в хорошем вузе. А в каком формате получать знания - это выбор студента.
На что обратить внимание при выборе вуза и формата:
1. Преподавательский состав. Практикующие ли специалисты будут вести занятия?
2. Диплом государственного образца. Наличие этого документа является главным условием при приеме на работу в большинстве компаний.
3. На партнеров, на предоставляемые места для прохождения практики. При прохождении практики студенты работают над реальными кейсами. После выпуска у них уже готово портфолио, с которым можно устраиваться на работу.
4. Есть ли в университете центр карьеры. Студенты часто находят хорошие вакансии через него. В РАНХиГС есть такой центр, а также служба, в которой работают карьерные и академические тьюторы, которые развивают у студентов навыки карьерного планирования и помогают подбирать места практик, строить как прикладную, так и научную карьеру. В МГИМО, МИСиС, МГУ и других вузах, как и в РАНХиГС, часто проводят ярмарки вакансий. На них презентуют себя компании, готовые принять будущих выпускников на работу.
5. Предоставляет ли вуз стажировки в зарубежных и местных организациях. Университеты РАНХиГС, СПбГУ, МГИМО, ВШЭ и многие другие участвуют в программах по обмену студентами.
6. Техническое оснащение: работают ли студенты в современных компьютерных программах. Будущему специалисту в области дизайна зачастую не обойтись без знаний AutoCad, 3D Max, Cinema 4D, Adobe After Effects, SketchUp, Blender.
7. Приглашает ли университет практикующих иностранных профессоров для проведения лекций.
8. Состояние аудиторий. В каких условиях проводятся занятия. Будет ли ребенку комфортно учиться.
9. Участвует ли вуз в партнерских программах различных крупных компаний. Например, университет МФТИ работает с компанией Acronic. Сотрудники организации преподают на кафедре разработки программных сервисов и периодически проводят мастер-классы и TechTalk. А у РАНХиГС партнерские программы с Superjob, Газпромбанком, Интерфаксом.