«Отменят ли ЕГЭ в 2022? Неужели экзамен для одиннадцатиклассников, который действовал 12 лет, уступит место стандартным вступительным испытаниям в вузах?» Такие вопросы возникли у многих старшеклассников, их родителей и учителей, когда стало известно, что ЕГЭ хотят отменить. Потом в Рособрнадзоре пояснили, что в ближайшее время уже привычную систему не уберут: процесс отлажен, да и денег за 10 лет вложено много.
Однако тогда окончательно стало очевидно, что к ЕГЭ в России относятся по-разному: кто-то считает, что система безупречна, другие утверждают, что многое нужно доработать, а кто-то требует и вовсе отменить экзамен. Чтобы разобраться, какие плюсы и минусы люди видят в ЕГЭ, поговорили со старшеклассниками, выпускниками, родителями и педагогами, и вот, что выяснили.
Учительница русского языка и литературы Галина Свикуль считает, что ЕГЭ дает выпускникам много возможностей, но уже изжил себя:
— Например, я за ЕГЭ по русскому или математике: сейчас это лучшая форма проверки знания этих предметов. А вот по литературе, истории, иностранным языкам нужно сделать другой экзамен, альтернативу ЕГЭ. Например, устное испытание в вузах, которое будет проверять интеллектуальный и читательский уровень выпускников.
Что касается ЕГЭ в целом, с одной стороны, он дает возможность талантливым детям поступить во многие ведущие вузы: зачисление не зависит от личного отношения, настроения преподавателей или коррупционной составляющей. В университетах она всегда процветает, детям трудно справиться с этим. С другой стороны, ЕГЭ изжил себя: ученики стремятся не к получению образования, к подготовке к достаточно специфичным экзаменам. При этом все равно не для всех ЕГЭ — честный экзамен: телефоны и шпаргалки как проносили, так и проносят. Моя позиция такова: нужно или сделать ЕГЭ справедливым, или изменить систему.
Студент БГТУ Александр Туров, который уже прошел ЕГЭ, думает, что экзамен лучше оставить:
— Я считаю, что ЕГЭ не надо отменять: эта система больше всего подходит для отбора абитуриентов. Я сам сдал экзамены и думаю, что это отличная проверка знаний: готовишься, изучаешь то, что надо, а потом проверяешь, насколько хорошо разбираешься в предмете. Мне кажется, все задания в ЕГЭ нужные: пока их прорешиваешь, как минимум, расширяешь кругозор.
А вот студент БТУиБ (Брянского техникума управления и бизнеса) Игорь Кулишов придерживается противоположного мнения:
— Думаю, ЕГЭ нужно или отменить, или пересмотреть его концепцию: способ подготовки, подачу. Сейчас многие подростки страдают из-за возведенного вокруг ЕГЭ «культа»: у старшеклассников возникают нервные расстройства и депрессии. И я тому подтверждение: ушел после девятого класса, потому что после речей учителей о ЕГЭ появилось убеждение, что я неуч и в 10–11 классах мне делать нечего. Хотя я всегда и был хорошистом, но потерял уверенность в себе, появилась апатия. До сих пор, спустя два года, при встрече с бывшими учителями слышу, что сдал бы ЕГЭ максимум на 70 баллов, хотя в колледже показываю хорошие результаты. Возможно, ЕГЭ — неплохая система, но она не лучшим образом отражается на психике подростков.
Выпускник 2021 года Михаил Сотников, который планирует работать в сфере образования, тоже твердо настроен изменить формат экзамена:
— Вообще ЕГЭ дает равные возможности всем выпускникам. Мне нравится в этой системе ее достаточно простая форма: тестовые вопросы и задания с развернутым ответом помогают понять, насколько ученик владеет базовыми, средними или глубокими знаниями. Также ЕГЭ дает возможность поступить без дополнительных экзаменов во многие вузы.
Но недостатков у системы больше: нужно знать колоссальный объем информации, причем по всем предметам, который практически невозможно зазубрить. Это при том, что 10–11 классы — не только подготовка к ЕГЭ, но и изучение другого материала. К тому же, в нынешней системе слишком много критериев — ученик не может проявить мышление, креатив. ЕГЭ нужно изменить, а критерии — сделать более гибкими.
Арина Рассыльщикова не отказалась от сдачи ЕГЭ, но уже чувствует давление со стороны педагогов:
— Думаю, ЕГЭ стоит отменить: его значимость преувеличена, а из-за напряженной обстановки, в которой проходит экзамен, ученики испытывают сильный стресс, с ним не всем справляются. Мне кажется, напряжение возникает из-за учителей, которые зачем-то внушают выпускникам, что экзамен определяет все будущее, а низкий балл приведет к непоправимым последствиям. Я чувствую давление со стороны преподавателей еще с 10 класса.
Карина Зыкова, которая окончила школу в 2021, считает, что ЕГЭ — не проверка знаний, а подборка шаблонных заданий:
— Думаю, ЕГЭ нужно отменить: это показатель не знаний, а умения проносить телефон или шпаргалки, «натаскиваться» на задания. Да и о какой честности можно говорить? То кому-то ответы «сольют», то варианты попадутся разные. Нам говорили, что все сбалансировано, мол, если есть очень сложное задание, то и легкое будет. Но это не так, я сама в этом убедилась. Несправедливо, что кто-то не готовился и получил легкий вариант, а кто-то занимался и столкнулся со сложными заданиями. К тому же, в экзаменах по многим предметам бОльшая часть вопросов требует не умений, а знания структуры. Только вот потом в университетах удивляются, что мы так узко мыслим…
Инна Горшкова, мама выпускника, тоже полагает, что ЕГЭ ничего не дает школьникам:
— ЕГЭ стоит отменить: подготовка к нему не развивает ребенка, а заставляет разбираться в шаблонах и правилах выполнения тестов. При такой системе школьники не развиваются как личности и не получают знания.
Для меня выпускные экзамены уже позади — наверное, к счастью. Путь к сдаче ЕГЭ был долгим и сложным: стресс, слезы, постоянная работа, усталость, недосып. Конечно, это отличная возможность поступить в столичный вуз, сдав три-четыре экзамена в родном городе. Но система явно нуждается в доработке: я сама была свидетелем использования шпаргалок, которые ребята как-то умудряются проносить, или не одинаковых по сложности вариантов. Не отменить, но доработать — вот мой вердикт насчет ЕГЭ. А что думаете вы?