Пять углов



Наши опросы
Колонка редактора
Девятиклассникам
Портфолио
На практику — в ПУ!
Развлечения
Каталог профессий
Каталог вузов
Каталог сочинений
На дистанции
Каталог увлечений
Наши авторы
Вопрос в редакцию
Контакты
О нас
Архив номеров
Журнал старшекласcников
|

волонтерствоКуда сходитьЕГЭ 2018Игра престоловуниверситетподготовка к ОГЭчто посмотретьАкадемическая гимназия 56исследованиеОльга ВасильевавузыэкзаменлицензиярейтингМинистерство образованияДевятиклассникамолимпиадаисториярейтинг вузовфестивальИТМОинформатикаКаталог профессийВсероссийские открытые урокиШкола 2 БерезовкаВУЗрусский языкпрофориентацияКаталог вузовКак сдать ЕГЭСочинениеВПРНовыеобразованиеСПбГУжурналистикапутешествияОГЭлайфхаквсё о поступлении 2019школакаталог сочиненийРособрнадзорЛето в городах Россииканикулымузыкавыпускнойгимназия 19 ОрелВостребованныекиноПроекторияКем быть?советы психологаАлые парусаподготовка к ЕГЭкак прошли ЕГЭ-2018Для гуманитариевкем бытьподготовка к ЕГЭпабликаторегэ 2017олимпиадыприемная кампанияРостов-на-ДонуШкола 151опросЛучшее на СтенекарантинВыходныерецензияМинистр образованияработаУчительНовый годкуда сходить в выходныеВШЭувлеченияпоступлениестудия журналистики Калининского р-на75 лет ПобедыНа дистанцииэкзаменыМГУлитературакуда поступатьфизикасоветывыставкаинтервьюитоговое сочинениеЧто почитатьспектакльаккредитацияИван ТрояновНа практику — в ПУ!личный опыткнигиМного платятКонцерт
Программа нашего времени: как менялись школьные уроки литературы

Программа нашего времени: как менялись школьные уроки литературы

Разбирался Давид Аракелян, школа №17, г. Ростов-на-Дону

Просмотры
544

За последние сто лет, с 1921 года, школьная программа по литературе менялась пять раз. Исчезали одни произведения, появлялись другие, сокращалось время, отведенное для этого предмета. Мы выяснили у эксперта, как сформировалась современная программа, и узнали у подростков, какие произведения они хотели бы разбирать в школе. 

Кто составляет список литературы

Министерство просвещения вместе с экспертами-филологами создает несколько вариантов программ, затем школы выбирают из предложенных подходящие. Учителя составляют расписание занятий на год и исключают некоторые книги. Поэтому единого списка произведений, которые разбирают, нет. Но есть тенденция: как правило, педагоги выделяют время на русскую классику за счет зарубежной. 

Почему произведения исчезают

Основное изменение в программе по литературе — сокращение количества уроков. Если в 1938 году на предмет выделяли 470 часов — сейчас проводят около 150 занятий в год. Этот показатель неточный, так как каждая школа сама составляет расписание.

— Я преподаю с 2015 года, за это время программа по литературе не менялась, не считая сокращения количества часов предмета во многих школах. Думаю, в будущем программу упростят: некоторые произведения станут рассматривать обзорно, а другие исключат, — поделилась мнением учительница русского языка и литературы Татьяна Александровна Иванча.

Уроков становится меньше, из школьной программы исчезают произведения. Хотя Министерство просвещения и рекомендует изучать зарубежную классику, она почти полностью пропала из школ.

— В старших классах мы разобрали только два иностранных произведения: «Убить пересмешника» и «451 градус по Фаренгейту». До этого у нас на изучение зарубежной литературы не хватало времени, — рассказал выпускник Павел Коряковский.

Из программы пропадает и советская литература: произведения Алеся Адамовича, Сергея Антонова, Василя Быкова, Бориса Васильева и Афанасия Коптелова. В основном изучают Максима Горького и Михаила Шолохова. 

Выпускница челябинской Гимназии №76 Ульяна Земских пожаловалась на то, что в их школе не проходят многие произведения отечественной литературы двадцатого века:

— В этом году у нас редко проходила литература, потому что мы готовились к ЕГЭ по русскому: в старшей школе изучили только «Судьбу человека» и «На дне».

До распада СССР в программу входили произведения М. Горького «Мать» и «В. И. Ленин». К тому же, помимо «Тихого Дона», ученики читали рассказы М. Шолохова и роман «Поднятая целина».  

«Мина замедленного действия»
Произведения не изучают из-за нехватки времени. Но было ли такое, чтобы книги запрещали? В последние годы — нет. Однако на этот счет спорят родители, власти, учителя и сами ученики. С 2015 года в Государственной думе предлагают убрать из программы произведения Льва Толстого, Федора Достоевского и Михаила Булгакова ради «патриотизма школьников». В Российской православной церкви выступают против рассказов Ивана Бунина и Антона Чехова, так как они — «мина замедленного действия для детей». По мнению Протоиерея Артемия Владимирова, эти произведения воспевают «свободную любовь» и пропагандируют супружеские измены. 

— На мой взгляд, роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» в школьной программе можно было бы заменить на другое произведение автора, например, «Бедные люди». История о Родионе Раскольникове и его идее очень глубокая, она не подходит по возрасту ребятам. Произведение лучше читать в зрелом возрасте, имея определенный опыт общения с разными людьми, — объяснила Татьяна Александровна.

В ближайшее время список произведений может измениться. Родители и школьники просят сократить программу, но Министерство просвещения пока не убирало книг из списка рекомендуемой литературы.

Рукописи не горят

В программе появляются книги, которые когда-то запретили: произведения Михаила Булгакова, Бориса Пастернака, Осипа Мандельштама и Александра Солженицына. После распада СССР программа по литературе вообще резко изменилась. В 1992 году в школах начали изучать «Собачье сердце» и роман «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова.  К тому же, выделили время на обсуждение поэзии  Бориса  Пастернака, Осипа Мандельштама и Анны Ахматовой. «Советчина» уходила из школ. В 2009 году Министерство образования и науки ввело в программу произведения «Архипелаг ГУЛАГ» и «Матренин двор» Александра Солженицына.

Что хотят читать школьники

Программу по литературе сокращают, при этом появляются некоторые запрещенные ранее произведения. Но чего хочется самим школьникам? Вот, что они говорят:  

— Мне интересны великие произведения из мировой классики, но их в школьной программе очень мало. За 11 лет мы только один раз прочитали роман Оскара Уайльда, но это было ужасно: просто пробежали по сюжету и сказали, как хорошо написано, — поделилась Полина Иванова из Владивостока.

Также школьники рассказали, что хотели бы видеть в программе современные произведения.  

— Сейчас в России много талантливых авторов. На мой взгляд, сверстники должны знать Татьяну Толстую, потому что у нее интересные произведения. Зачастую эти рассказы — целая человеческая жизнь, показанная с определенного ракурса. А язык Татьяны Толстой особенный: она очень детально описывает все. В школе мы не изучаем современные произведения, но уделяем время древнерусской литературе — это несправедливо, — рассказала выпускница Янна Мусаева.

У педагогов другое мнение. Учителя жалуются, что часов, отведенных на изучение произведений, все меньше и литература не стимулирует критическое мышление учеников. 

— В школьной программе не хватает развития речи на уроках литературы. К сожалению, в последнее время сокращают количество часов, на изучение крупного произведения выделяется мало времени. И, как следствие, больше внимания уделяется содержательной стороне, а на сочинения, письменные ответы на вопросы, анализ стихотворений времени почти не остается, — пожаловалась Татьяна Александровна.

Люди хотят видеть в программе разные произведения. Список рекомендуемой литературы увеличивается, а количество уроков уменьшается, поэтому невозможно угодить всем. У детей возникает неприязнь к классической литературе, поскольку ее становится слишком много в школе. Произведения не разбирают, а «пробегают» по ним, чтобы успеть пройти все.

— Ребята вполне способны понять классику, главное для учителя — найти верный подход к ее преподаванию, постараться заинтересовать учеников. Классика дает школьникам огромный жизненный опыт, это прекрасная возможность учиться на ошибках других, пусть даже вымышленных персонажей, ведь их характеры взяты из реальности. Литература учит разбираться в людях, показывает модели взаимоотношений, и, конечно же, передает дух определенной эпохи, что помогает лучше понять историю, — подытожила Татьяна Александровна. 



Комментировать

Читайте также

Привязка статьи к блоку

ID статьи:
Сохранить
Самое читаемое