Средний возраст стартапера — 36 лет. Сейчас Георгию Зорину из Новосибирска — 24. Однако он уже знает, как создавать свои продукты с нуля, выходить с ними на рынок и продвигаться, причем без опыта и специального образования. Для привлечения инвестиций в проекты Георгий не раз участвовал в грантовых конкурсах и выигрывал. В чем секрет победы? Какие обязательства наступают после получения денег? И зачем еще приходить на такие соревнования?
— Старт-2018 стал моим первым акселератором (программой поддержки стартапов через интенсивное обучение, – прим. ред) и полностью перевернул мое сознание. Я не знал, что мир может быть таким. Именно там познакомился с первыми основами предпринимательства. В начале создания стартапа я был абсолютным нулем: мое образование («электропривод и автоматизация промышленных установок») вообще никак не связано ни с электроникой, ни с менеджментом, ни с маркетингом. Я тогда перегорел из-за неудач и спотыканий на ровном месте, не кайфовал от процесса. Только потом оглянулся назад и понял: «Я сейчас за год прошел то, что можно было пройти и за пять лет. Все мои навыки и знания прокачались.
— Идея родилась банально. На третьем курсе с друзьями осмотрелись вокруг и поняли, что нас ждет. Нас, ребят с шилом в одном месте, не устроил потенциал профессии, которую предлагал университет. Мы стали придумывать, чем бы заняться. Зеленое пиво производить? Бар открыть? Вдруг на Kickstarter увидели электронные ценники: «О, в России таких нет! Надо сделать!». С этим проектом пошли на первую программу.
— Работа над умными ценниками сейчас немного приостановилась. Мы хотели совмещать продукт и ПО, и это все в тандеме было бы офигенным результатом. Однако начали именно с производства гаджетов. Но, по факту, сама ценность в аналитике, что вообще не электроника, а совсем другой продукт и стык технологий. Когда мы к этому дошли, уже сложно было поворачивать. У команды почти кончились деньги. Всем пришлось выходить на работу, в том числе и мне. Я накопил хороший бэкграунд о том, как запускать продукт с нуля и развивать его до уровня первых продаж. А что делать дальше? Я не смог этого достичь. Поэтому пошел управлять другими зрелыми продуктами. Сейчас я работаю в Lime Credit Group продакт-менеджером. Условно это что-то вроде предпринимателя внутри компании. Управляю развитием продукта, выясняю, анализирую, как его улучшать и нести больше ценности клиенту.
Сейчас цель — развить свои компетенции и профессионально вырасти. Работа дает мне неплохие деньги и связи. Если захочу свой продукт – в телефоне много номеров влиятельных людей, которые меня знают и доверяют, потому что видят, как я что-то развиваю в другой компании. Решил пока пойти по этому пути».
— Я выиграл грант в ноябре 2019 года, а первые 200 тысяч получил в июле 2020. Оставшиеся 300 — получаю только сейчас. В то время, когда мы ждали деньги, у нас случился кассовый разрыв. Ребятам пришлось уходить и искать другую работу. Вместо того, чтобы развивать проект, мы переключились на поиск финансового потока: начали принимать заказы. Из этого ничего не получилось, и половина команды ушла. В итоге: мне надо отчитываться за стартап, которым я не занимаюсь уже, потому что договор действует два года. Ужасная история.
В отчетах можно писать все, что угодно, но тебе все равно скажут «неправильно», потому что «здесь должно быть пять критериев, а не четыре», или ко времени глаголов придерутся. Куча заморочек по форме, а по содержанию — ерунда: мало кто из работников фонда изучает отчет на деле. Я человек ответственный и совестливый, и делал все без желания кого-либо обмануть, но это бессмысленный труд. Мне надо помогать команде, а я отчеты правлю. К тому же все документы проходят три этапа согласования между куратором, модератором и фондом. На это уходит обычно пару недель.
В стартапах изменение направления продукта — довольно привычная ситуация. Хотел сделать одну вещь, думал, что ты ей будешь решать какую-либо проблему. А потом начинаешь проводить интервью и понимаешь, что такой проблемы либо не существует, либо рынок маленький. И решать смысла ее нет. Тогда продукт модифицируется и превращается во что-то новое. В случае с грантом это невозможно: я уже подписался за создание конкретного продукта и не могу его изменить. Тогда лучше потратить пару месяцев на поиск инвесторов, чем вписаться в такую медвежью услугу.
— Участие в «Преактуме» было приятным. Мы получили сразу все средства. Нужно было лишь четко расписать то, на что уйдут деньги. Сумму перечислили по договору дарения: без налогов. И она нам реально помогла. Отчетов особых нет. Думаю, это один из самых здравых путей, потому что важно понимать, что такое инвестиция в стартап. Это очень рисковое дело. По данным Startup Genome, 9 из 10 стартапов закрываются в течение первых двух лет. Здесь все может пойти не так. Есть специальные венчурные фонды, которые распределяют свои бюджеты на большое количество стартапов. Если один из них реализовался – фонд отбил все потраченное.
— Правильно доносите свою мысль до жюри и потенциальных клиентов и будьте харизматичными. Хотя это и субъективно, но чем больше запоминаешься, тем больше шансов на победу. Проект может быть хорошим, но, если лидер не может его продать, значит, ничего далеко не уедет.
— Приготовьте четкую презентацию проекта, чтобы понял даже тот человек, который в этой сфере не разбирается. Мне помогали репетиции, повторял все по 6–10 раз с секундомером: везде регламент по времени и в него надо уложиться.
— Важно иметь продукт, который уже обладает минимальной ценностью, и его готовы купить в каком-либо виде.
— Надо поработать со своим проектом, и победы пойдут сами собой. Тогда будет чувство: «Ну да, а чего ты ожидал, ты же так много работал». Я тратил не только свои деньги, но и инвесторские, увольнял ребят со своей работы, чтобы они пришли к нам в стартап. Это уже была организация и малый бизнес.
— Это поможет упаковать идею, потому что все построено на выступлениях, и везде нужно говорить о своем проекте. После выступления просите обратную связь. Так вы поймете, что надо улучшить.
— Это еще и инфоповод. О вас напишут, что вы поучаствовали и выиграли, заодно расскажут о проекте.
— Это поиск потенциальных клиентов. Нас приглашали в Москву в Министерство промышленности и торговли, где мы презентовали проект перед «Магнитом», «Пятерочкой», «Азбукой вкуса», «Вкусвиллом», «Спортмастером». Инвестиционные директора говорили нам, что не так в продукте. Я понимал, почему он не идет. Потом собирал телефоны и разговаривал с ними еще. Это было моим способом входа на рынок.
— Это дополнительные аргументы при разговоре с инвесторами: «Я такой, о нас пишут те и те, пишут то и то, а я вот хотел у вас деньги попросить». Естественно, это играет свою роль.
— Все проблемы — из-за нехватки коммуникаций. Когда кто-то не может войти в положение другого, начинаются ссоры. Если вы работаете вместе, все должно быть максимально прозрачно и понятно.
— Надо слышать друг друга. Реальная история: девушки поссорились из-за того, что не могли решить, какого цвета у них будут столы. По мне, это бред. Если этот член команды ведет дизайн, значит, окончательное решение за ним. Все остальное в формате совета. Я отвечаю за менеджмент. Ты за разработку. Но если быть честным, то в стартапах нет четких границ — берешь и пашешь. Надо двигаться быстро.