Чем ЕГЭ не угодило?
Отменять экзамен или нет решают еще с 2019 года: для детей это стресс, да и родители против такого формата. Около 68% взрослых в недавнем опросе SuperJob негативно оценивали ЕГЭ. В основном ругали формат: тесты однообразные, а дети заучивают ответы и совсем не умеют аргументировать свою точку зрения.
Конечно, доля правды в этом есть: чтобы написать на «отлично» тестовую часть достаточно нарешать несколько десятков аналогичных вариантов в классе, а, чтобы написать сочинения по русскому и литературе, обязательно нужно запомнить шаблонные фразы. Без них высокого балла не видать. Отсюда то и возникают фразы о том, что «школьники перестали думать».
Другой вопрос – психологическое давление, которое оказывается на детей, когда они приходят на экзамен. Все эти рамки с металлоискателями, камеры в аудиториях, а сейчас еще и искусственный интеллект, который следит, чтобы ты сидел смирно и лишний раз не перекладывал бумажки из стороны в сторону. Слежка серьезнее, чем за преступниками. И ведь во всех этих условиях нужно сконцентрироваться и думать не о том, как ты сидишь, а о правильном ответе.
В этом отношении советские устные экзамены, конечно же, выигрывают: ведь там ты приходишь к своим учителям, с цветами, тебе улыбаются и ты, конечно, чувствуешь себя более защищенным.
Почему просто взять и отменить не получится?
«Я надеюсь, что никому не придет в голову в этом или будущем году вдруг взять и отменить ЕГЭ. Это произведет такие мучения и для детей, и для родителей, и для учителей, что трясти школу будет лет пять», - так высказался учитель русского языка и литературы Всеволод Луховицкий. Но, если уже найдено столько проблем в экзамене, так почему школу должно трясти?
Давайте просто представим: ЕГЭ отменили, школьники радостные, что не надо ничего сдавать. А что дальше?
Поступать только по среднему баллу? Вроде бы можно. Но вот только уровень у всех школ разный, и учителя тоже. И получается, что одни, которые учились в Московской гимназии с математическим уклоном имеют средний балл 3,8, а ребенок из какой-нибудь сельской школы уже 4,5, хотя математику знает не лучше. И ведь в вуз поступит он. Несправедливо получается, правда?
А, может, сдавать устные экзамены в вузах? Как тогда: в каждом по три? Едва ли это будет психологически проще, чем один ЕГЭ. Да и вузы пока к такому формату не готовы. Конечно, если будет необходимо, программы перестроят, но времени на это потребуется больше.
Вернуться к советскому формату экзаменов, как предлагает Бастрыкин, тоже не лучший вариант. Это отмечает профессор департамента образовательных программ Института образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина: «Тогда обязательной была сдача 13 итоговых экзаменов по всем предметам. После восьмого класса можно было сдать четыре экзамена и уйти из школы. Если же ученик решал продолжить обучение, он должен был сдать 13 экзаменов. Никакого выбора, необязательных экзаменов не было. А сейчас, если вы гуманитарий, ваша тройка по физике не будет препятствием для поступления в вуз. ЕГЭ позволил преодолеть много жесткости, которая была в советской системе итоговой аттестации».
Если не ЕГЭ, то что?
Пока Рсобрнадзор не планирует полностью отказываться от экзамена, эксперты ищут лучший формат для того, чтобы проверить успеваемость. Вот такие варианты пока есть:
«Можно оценивать ученика по его текущей успеваемости, по его знаниям, которые он показывал на протяжении последних двух лет обучения в школе, и выставлять средний балл. Также нужно добавлять все его достижения в различных областях: конкурсы, викторины, творческие работы,» - предложил Сергей Комков, доктор педагогических наук. Правда ректоры вузов считают такую систему недостаточно объективной и предлагают расширить количество баллов за так называемое портфолио.
Олег Смолин предлагает дать ученикам выбор: сдавать ЕГЭ и вступительные экзамены в институте или пройти устный экзамен в школе.
А в Госдуме вместо ЕГЭ предложили ввести «международный бакалавриат» или личное дело школьников. По программам международного бакалавриата ребята будут сдавать устные экзамены в сертифицированных центрах, а в личное дело школьника будут вноситься все достижения за последние учебные годы.
Что будет с экзаменом, пока говорить сложно. Но одно известно точно: в 2022 году ЕГЭ изменится незначительно, а вот более младшим ребятам советуем следить за новостями, но про подготовку не забывать, и желательно все-таки следить за успеваемостью, а то вдруг среднему баллу и личному делу всё-таки быть.