«Бакалавриат», «специалитет» - всё это мы уже слышали. А в этом году в словарь входит новое слово – «Профессионалитет». Уже из корня становитя ясно: речь о получении профессии. Не абстрактных знаний, не специальности, а навыков, прикладных, которые нужны будут в работе. По словам Минобразования, такая программа поможет стране быстро получить новую «рабочую силу», а ребятам профессию. Звучит привлекательно, да? А, может, это и вовсе один из лучших вариантов для выпускников?
Начнем с того, что колледжи и техникумы сегодня в принципе больше привлекают старшеклассников. Если в 2017-2018 годах сюда поступало где-то 900 тысяч первокурсников, то сейчас эта цифра приблизилась к миллиону двести тысячам человек. А в прошлом году таких ребят и вовсе стало больше, чем абитуриентов вузов.
Руководитель молодежного направления hh.ru Ирина Святицкая объяснила это увеличением престижных и востребованных специальностей: «Прежде всего, дело в популяризации и повышении престижа рабочих профессий, колледжей, среднего специального образования. Огромное количество мероприятий проводится: в том числе соревнования WorldSkills серьезно повлияли на все эти процессы. Люди действительно понимают, что они в короткий промежуток времени получают профессию, с которой смогут активно выходить на рынок труда и зарабатывать». Причем зарабатывать не мало, ведь выпускники с профтехобразованием за последние несколько лет одни из самых востребованных на рынке труда: «работодатель сегодня готов брать на работу выпускника колледжа даже без опыта работы. Такое встречается в 40% вакансий. Основной массив зарплатных предложений соискателям без опыта работы находится в диапазоне от 30 до 60 тысяч рублей в месяц».
Дело в том, что колледжи сегодня – это не место для троечников и тех, кто «не потянет программу». Этот стереотип остался в прошлом. Сейчас руководители постоянно проверяют рынок труда и адаптируют свои программы под новые запросы. Например, в колледже железнодорожного и городского транспорта учат техническому обслуживанию и ремонту электромобилей и электробусов, а в образовательном комплексе градостроительства - проектированию 3D-печати в строительстве. А маловостребованным на рынке специальностям и вовсе перестают обучать.
Да и поступить в техникумы и колледжи сейчас не так просто. Руководитель Института развития профессионального образования рассказала, что в этом году, в среднем, на одно бюджетное место в колледже приходилось 2,5 заявления. А на направление ИТ-технологий на одно бюджетное место претендовало 30 человек. А это уже больше, чем в некоторых вузах.
Как говорят эксперты, введение «профессионалитета» этот конкурс только повысит, ведь теперь ребята пойдут поступать не просто из-за «ухода от ЕГЭ» или доступной стоимости обучения (сегодня коммерческие места в колледжах стоят 75-80 т. в год, а это в 2-3 раза меньше, чем место в вузе), а из-за того, что за два года они получат реальное место работы. Как говорит директор Санкт-Петербургского технологического колледжа Ольга Воронцова, «программа поможет увеличить до 90% трудоустройство выпускников средних учебных заведений. То есть студенты будут учиться не для устройства на абстрактную работу, а на конкретное место в конкретных компаниях».
Правда такой вариант подойдет не всем. Как считает Ольга Воронцова, «профессий и специальностей, по которым возможна качественная подготовка за два года, не так много». Так что будущие медицинские и творческие специалисты, работники сферы безопасности продолжат учиться по четырехлетней системе. А попасть под программу получится у ребят, которые выберут другие, более необходимые для экономики профессии.
Вот только во всей этой истории есть одно «НО»: девятиклассники должны сразу понять, кем они хотят стать. Пойти куда-нибудь, лишь бы на бюджет уже не пройдет. Об этом нам сказали и в институте развития профессионального образования: «Возникает вопрос, готовы ли девятиклассники к осознанному выбору профессии. Смогут ли они оценить все преимущества и недостатки того или иного направления. Допустим, половина выпускников профессионалитета поймут, что ошиблись в выборе. Тогда программа для них будет неперспективна. Ученик должен сначала хорошо ознакомиться с предлагаемыми специальностями, спецификой будущей работы и так далее».
И еще одно: получить профессию за два года – это, конечно, хорошо, но вот что будет с общеобразовательными предметами? Их просто уберут? И тогда мы получим уйму отличных профессионалов, лишенных какой-либо начитанности и кругозора. А это уже не самое удачное сочетание.