Тренируем навык завершать дела
— Любое занятие начинается с мотивации: и если она низкая или ее нет вообще, деятельность, скорее всего, очень быстро выдохнется или вовсе ее не будет. Поэтому мотивация (хотя бы какая-то) нужна для того, чтобы деятельность началась. А затем следует процесс ее выполнения, и за то, как он будет идти, отвечает множество ситуативных и фундаментальных факторов. Например, нас может отвлечь какая-то мысль или эмоция, воспоминания о других делах, которые мы должны успеть завершить, или просто другой человек.
Но влияет еще и общий уровень стресса, эмоциональное состояние, какие-то личностные особенности. От этого зависит как мы формируем цели (ждем ли успеха или поражения, хотим добиться похвалы или избежать наказания, адекватное ли количество времени закладываем на завершение дела и др.). И как воплощаем их в жизнь: доделываем работу до поздней ночи или стараемся завершить ее пораньше, откладываем начало или приступаем к выполнению как можно скорее и др. И если человек ставит цели, противоречащие его характеру или личности, выгорание происходит быстрее
— А как с этим бороться, можно ли приобрести обратный навык?
Вносим ошибки в план
— Почему вообще может возникать прокрастинация?
А если пойти дальше, иногда прокрастинация может говорить о том, что мы занимаемся не тем делом, в таком случае стоит более широким взглядом окинуть свою деятельность.
— Система мотивации в идеале должна
учитывать разные факторы, которые движут людьми при выполнении работы. Денежные
стимулы затрагивают базовые пласты личности и соотносятся с желанием иметь
ресурс выживания. Затем — ощущение собственной ценности. И только потом —
желание доминировать.
Ощущение
самоценности может быть удовлетворено
за счет неденежной мотивации, например грамот или наград.
Желание сплочения
можно удовлетворить с помощью организации совместных мероприятий и более частых
еженедельных групповых активностей.
Нельзя
забывать, что многим людям при выполнении работы важно также ощущение, что они
следуют своему призванию. И тогда мы можем говорить о таких поощрениях, как
предложение выбрать свой путь в организации, выполнить сложную и нетривиальную
задачу, взяться за новый проект.
Гиперответственность, тревожность и многозадачность: Что поможет, а что мешает?
— В данном случае все зависит от конкретного сотрудника. Стоит обсуждать с подчиненными как их возможность выполнять много разных заданий в целом, так и совмещение конкретных дел: порой одна «ненавистная» задача снижает мотивацию и для решения остальных.
— Такое качество может быть связано с разными факторами, начиная с экстраверсии/интроверсии
(но переоценивать значение этой характеристики не стоит, т. к. она базовая) и
заканчивая трудностями взаимодействия, глубинными проблемами с доверием.
Гиперответственность
порой вызвана стремлением к идеалу, о чем мы говорили выше, и здесь также стоит
вспомнить о неизбежности ошибок. И тогда проще допустить, что и другие люди,
которым делегируют полномочия, будут их совершать. А ошибки всегда (почти
всегда) можно исправить.
— Скорее, речь может идти об уровне стресса, но в некоторых исследованиях действительно упоминается о таких эффектах. О чем бы мы ни говорили — о стрессе, тревожности, их уровень должен быть оптимальным. При слишком высоких показателях их позитивные эффекты сходят на нет, а выполнение любой продуктивной деятельности становится крайне затруднительным.