Cодержание
Что за «новые стандарты»?
Теперь для того, чтобы получить возможность обучать и, главное, выпускать студентов, не нужно будет готовить огромные пачки бумаг и угождать экспертам. Всё будет видно и так – по аккредитационным показателям: среднему баллу ЕГЭ у абитуриентов, успеваемости студентов, количеству трудоустроенных по специальности выпускников, наличие учёной степени у преподавателей и наличие электронной образовательной среды.
Все эти показатели проверять эксперты будут регулярно: что-то из списка «просядает» — вуз или колледж эксперты берут на заметку. Лицензию сразу забирать не будут – дадут время на «реабилитацию», улучшение показателей.
Кто остаётся в выигрыше?
В общем-то, выигрывают здесь все учебные заведения, ведь аккредитация теперь не будет зависеть от настроения эксперта. Об этом говорит научный сотрудник НИУ ВШЭ Надежда Княгинина: «Зачастую формулировки в стандартах крайне абстрактны; бывают ситуации, когда университет лишается аккредитации за то, что в других случаях и нарушением не считается. Привязка к показателям меняет ситуацию: они зафиксированы, определены конкретно и одинаковы для всех. Мы уходим от субъективных оценок, от «хороших» и «плохих» экспертов».
Хоть и показатели, как говорят в большинстве вузов, достаточно жёсткие, но всё-таки явно пойдут на пользу и студентам и выпускникам. Ведь теперь выпускников не будут «бросать на произвол судьбы», придётся проследить за тем, куда они устроились. А это значит, у вузов станет больше контактов с действующими предприятиями практик и стажировок. Пока что ребят, после вуза работающих не по специальности, у нас большинство.
Правда, как говорят сотрудники НИУ ВШЭ, пока всё это упирается и в правила рынка труда: если работодатели так и не начнут принимать молодых специалистов, то станет уже не важно, как хорошо их готовит вуз.
Больше всего не повезёт региональным вузам
А здесь уже речь об абитуриентах. Помните, мы рассказывали, что в этом году региональные вузы приняли ребят с небольшими баллами, из-за чего даже средний балл поступивших стал ниже?
Отсюда вопрос: что с ними будет теперь – когда за баллами абитуриентов будут следить? В региональные вузы и так поступают единицы: студенты с высокими баллами предпочитают пойти на платное место в топовый вуз, а не на бюджет в своём городе.
Да и преподавателей с учёной степенью в таких вузах остаётся всё меньше. Здесь проблема другая – финансовая: в регионах же зарплаты куда ниже, чем в столицах. А какой уважающий себя профессор или доктор наук станет работать только на энтузиазме?
Придётся набраться мотивации
Все эти изменения, скорее всего, повлияют и на приёмную кампанию. Вы же помните тенденцию этого года? В топе мотивированные выпускники и «олимпиадники», которые могут показать больше, чем школьный аттестат и баллы за ЕГЭ.
А чем более мотивирован студент – тем вероятнее, что он будет хорошо учиться, да ещё и работу по специальности найдёт без проблем.
Конечно, мы не утверждаем, что будет именно так, но предупреждён – значит вооружён. Так что следует ещё раз подумать, кем вы хотите быть, собирать о портфолио и поискать олимпиады при разных вузах. И, конечно, получше готовиться к ЕГЭ: с низкими баллами теперь будет не пройти.