И вновь наше образование, на этот раз - высшее, в центре общественного внимания. И вновь советы прежде всего раздают те, кто совершенно не связан с ним, с этим образованием. Так например, на прошлой неделе председатель Ассоциации юристов России Сергей Степашин вдруг высказался о том, что России нужно выйти из Болонской системы образования. Говорит, что из-за неё «утратилось достойное российское и советское образование» и предлагает вернуться. То есть, новая реформа впереди? И теперь-то нас ждет лучший вариант? Давайте, все-таки, разберемся...
Что за Болонская, создатель?
В 1998 году страны Европы решили разработать и внедрить единый образовательный стандарт для студентов всего мира, чтобы сблизить отношения между странами и остановить наплыв абитуриентов в университеты США и Канады. Идея понравилась, и в 1999 году в Болонье была подписана декларация министрами 29 европейских стран о создании единого рынка труда, обеспечения свободного доступа к европейскому образованию и единой системы внешней школы.
В 2003 году к Болонскому процессу присоединились уже 33 страны. И нам к тому моменту нам тоже нужен был новый образовательный «глоток воздуха», потому и Россия, как альтернативу советской системе, подписала Болонское соглашение. Тогда как раз и появились в нашей стране бакалавриат и магистратура, новые учебные программы и возможность обмена студентами разных университетов, мало того, благодаря Болонской системе выпускники смогли бы работать за границей по «родному» диплому.
К сожалению, на деле полностью перейти на Болонскую систему в России не получилось, и реформа приняла гибридную форму. Выяснилось, что у этой Болонской системы есть как преимущества, так и недостатки. Например, потому что на деле российские и европейские бакалавры оказались специалистами совершенно разными, из-за чего большинство наших дипломов все же не котировались за рубежом.
Бакалавр за рубежом - это специалист широкого профиля, и
подразумевается, что он уже имеет опыт работы, прошел не одну стажировку. А российский бакалавр чаще всего воспринимается как человек с «неоконченным высшим», поэтому что без реального опыта, конкретных навыков четыре года лекций, зачетов и сессий оборачиваются в пустоту.
Уйти нельзя вернуться
Ну а теперь вернемся к нашей ситуации. Представим себе, что Россия, как рекомендует юрист Степашин, все-таки вышла из Болонской системы и вернулась в советскую, а точнее, в российскую систему образования.
Тогда не станет бакалавров и магистров, двойные дипломы потеряют ценность. Стандарт европейских программ, госэкзаменов заменится отечественным подходом к обучению, а к студентам вернется специалитет, на котором придется учиться в среднем 5 лет. А вместе с ним, вместо ОГЭ и ЕГЭ, вновь появится стол с экзаменационными билетами, ну и разумеется, российские дипломы не будут признаваться за границей.
Профессор НИУ ВШЭ Ирина Абанкина негативно отнеслась к выходу из системы:
«Отказ от нее будет означать, что мы столкнемся с огромными трудностями на этапе признания наших дипломов, на этапе квалификаций наших выпускников. Отказ от нее -
очень большой откат назад, глубокая изоляция и потеря качества, а вовсе не шанс на развитие»
Однако взглянем на ситуацию с другой стороны. Именно благодаря советскому образованию Советский Союз вошел в мировую десятку нобелевских лауреатов в области химии, физики, в «нашей стране» был запущен первый искусственный спутник, состоялся первый полет в открытый космос Юрием Гагариным. И два года назад, в период мировой пандемии и всеобщей самоизоляции, в России был изобретен «Спутник V», вакцина против коронавируса.
Неудивительно, что еще в 2016 году ректор МГУ высказывал предложение вернуть «старую систему образования»:
Европа сделала свое дело — унифицировала профессиональные стандарты и построила соответствующим образом образование. К сожалению, мы перенесли это четырехлетнее образование, сейчас уже в некоторых случаях и трехлетнее, на нашу высшую школу. Я считаю, что мы должны учить пять лет, шесть лет, как сделали ведущие западные университеты.
Виктор Садовничий
Где же выход?
Батальные споры о смене образовательных систем ведутся на фоне того факта, что безработных выпускников вузов, которых в прошлом году стало на 31,2% больше, писал в письме ректор РТУ МИРЭА министру труда Антону Костякову, а продолжать учиться в планах только у 38% бакалавров и 27% магистров. Выходит, что дело вовсе не в системе, а в качестве и эффективности высшего образования . По этой причине студенты и выпускники выбирают онлайн-образование, у которого низкая стоимость, удобный и эффективный формат получения знаний, практики и даже трудоустройства. И теперь, кажется, остается рассчитывать на гибкую систему получения высшего образования “2+2+2”, которая поможет будущим студентам получать углубленные профильные знания и практику. Однако, пока выпускники без опыта готовы получать в среднем 26 566₽, что ниже зарплаты курьера “Самоката”.