9 мая, 2014г. Город Витебск, Беларусь. На фото я, мой брат и прадедушка.
Моя первая встреча и знакомство с прадедушкой Васей состоялись, когда мне было 8 лет. Сейчас я с трудом вспоминаю мелочи поездки в Беларусь к деду на 9 мая, но вот его рассказ про войну, до сих пор, отчётливо мелькает у меня в голове.
Австрия. Апрель 1945г.
История, которая будет передаваться из поколения в поколение.
«Дедуля! А расскажи, как ты воевал!» - просила я . «Хорошо, Софийка,» - с этого всегда начинался долгий, но такой важный рассказ.
- Ну чтож, пожалуй, расскажу тебе всё с самого начала. Семья была большая - семеро детей вместе со мной.
- Ничего себе! - я всегда перебивала. Сколькоо е старалась - но сдержать эмоции было сложно.
- Да... Были времена. Мой отец говорил, что слишком много ртов, не прокормить. Мы работали в поле, но случались неурожаи и тогда есть было нечего. Приходилось выживать. До 1940 года я ещё 2 голода перенёс. А когда мне исполнилось 16 лет получил квалификацию плотника 3-го разряда, закончил школу рабочей молодёжи в Витебске и после устроился на завод «Красный металлист».
А через месяц началась война...
Меня призвали на оборонительные работы под Ленинградом. Тогда постоянно хотелось есть, люди умирали от голода. Когда я ослаб и не мог уже поднять своё тело на ноги меня эвакуировали в г. Джалал-Абад Киргизской ССР и спасли меня от голодной смерти.
-Дедуля, я так горжусь тобой, - детское, восторженное восклицание и вот я уже буквально вишу на его шее.
-Спасибо, правнучка! Но это было только начало. В один прекрасный день пришла мне повестка из военкомата - явиться и встать на учёт. Всякий раз, как я приходил туда, мне давали отсрочку, потому что уж больно я был худым и маленьким. Мой рост был 156 см, а весил всего 45 кг. А моё желание служить всё росло с каждым отказом. Но я всё-таки уговорил их взять меня и они направили меня служить в Ашхабадское военное пехотное училище. Однажды на построении всем курсантам объявили, что нужны добровольцы в стрелки-автоматчики. И я вызвался. Так и попал на фронт. Воевал в составе 53-й стрелковой дивизии, учувствовал дважды в форсировании Днепра. Был контужен. Когда всё произошло, ещё светило солнце. Но когда я пришёл в себя - уже стемнело. До сих пор отчётливо помню этот момент.
- Наверное, теперь и я запомню это на всю жизнь. Даже не могу представить, как тебе было тогда.
- Софийка, тебе и не нужно представлять. Я старался для тебя и для всех наших родных, чтобы вы никогда такого не ощутили...
Но это ещё не конец. Тогда, я поднялся с земли, идти было трудно, я постоянно падал, но упрямо продолжал искать свою дивизию. В итоге я пошёл не в ту сторону. Моё долгое путешествие закончилось тем, что я попал в другой - 1055-й полк 297-й стрелковой дивизии и там уже воевал до конца.
1964 г.
Непокорённый автоматчик
-Сколько раз моя жизнь висела на волоске...- качал головой дедуля -Немецкие оккупанты дважды убивали, но не убили, топили, но не утопили, жгли, но не сожгли, холодом и голодом морили в блокадном Ленинграде, но не заморили. Был дважды контужен с потерей сознания и трижды легко ранен. Чудом остался жив.
«О завершении войны нам никто не сказал...»
- Когда война закончилась мне было 19 лет. Узнав об этом, мы с товарищами отдыхали 2 недели, до тех пор пока не пришёл приказ направить дивизию на борьбу с японцами. Пешком мы прошагали Австрию, Венгрию, часть Чехословакии и Румынии. Нагрузка была большая - в день проходили по 30 километров, через каждые 5 - привал, и снова в путь.
- Какой ужас!
- Да...Что тут ещё скажешь.
Там личному составу объявили, что война с Японией закончена. Дальше меня направили служить на Курильские острова до 1949 года. Когда срок закончился, я вернулся домой.
- Дедуля. наверное, было очень приятно оказаться дома?
- Да, правнучка, я был очень рад этому! К сожалению, деревня была тогда полуразрушена и на железной дороге участились кражи. Тогда мне предложили стать милиционером патрульно-постовой службы на станции Витебск и я согласился. Сначала я не мог привыкнуть к этой работе, но через какое-то время мне уже удавалось одним взглядом проанализировать человека. Так я и высматривал воришек и бандитов. Мне нравилась эта работа!
1986 г.
15 лет 5 месяцев 6 дней
- 15 лет 5 месяцев и 6 дней, - говорил мне Дедушка Вася о количестве лет, отданных службе в милиции. А если сюда прибавить армейские годы, то получается четверть века!
На пенсии я продолжал работать: 8 лет - вахтёром в железнодорожном отделении Госбанка, ещё столько же - электромонтёром-аккамулятощиком.
- Спасибо тебе дедуля! Спасибо за всё! - с гордостью отвечала я Васе и крепко обнимала его, а дедушка после этого начинал новый рассказ - про свои медали.