Давно мечтаешь ввести экологическую деятельность у себя в школе, но боишься или не знаешь, как начать? Лови ответы на самые распространенные вопросы! А в конце тебя ждет огромная доза мотивации от тех подростков, которые уже длительное время развивают экологическое направление в своих школах.
«Не могу же я начать в одиночку, что делать?»
Поверь: этим вопросом задавались абсолютно все новички, и, к сожалению, часто на нем останавливались. Но ты ведь идешь по другому пути, верно?
Если у тебя в школе уже имеется человек или объединение, которое занимается экологической деятельностью, то смело предлагай им свои идеи! Знаю, порой перебороть стеснение и неуверенность бывает очень сложно. Но ты должен помнить, что школьные активисты всегда находятся в поиске идей и очень рады новым предложениям. Даже если тебе кажется, что твоя идея недостаточно интересная, или ты ещё не понял, как организовать её на практике, не переживай. Ребята всегда помогут её доработать и расскажут, как лучше всё подготовить, исходя из своего опыта. И даже если у тебя нет конкретной идеи, ты всегда можешь предложить тему, мероприятия по которой могли бы быть интересными , и вы вместе обсудите, как их обыграть.
Если же такой род деятельности в твоей школе ещё не развит, то самое время стать первооткрывателем. Только тогда обдумай свою идею перед тем, как идти к директору: создай конкретный план действий и уже потом расскажи о нём администрации. Ты можешь обратиться за помощью к своему классному руководителю или учителю биологии. Уверена, они обязательно оценят твою инициативу. Ну а если в твоей школе есть совет старшеклассников или любая другая организация самоуправления, то предлагай свои идеи им.
Несколько мероприятий, которые можно организовать
Я четко решил, что готов всё
организовать и даже нашел союзников, но что же сделать? С каких мероприятий
начать?
1. Экоуроки, классные часы, мастер-классы, воркшопы. Чтобы привлечь внимание учеников и перейти к “активным” мероприятиям, нужно сначала рассказать ребятам о проблеме и дать базовые знания в области экологии. Ты можешь уделить этому всего 45 минут, главное – говори уверено, энергично и эмоционально. Помни: это не просто «галочка» для учителей – это ответственная работа, которая поможет тебе найти новых союзников.
2. Участие в различных экологических акциях и движениях. Каждый год проходят десятки всероссийских и региональных экологический акций, о них можно узнать в различных группах ВКонтакте, нужно только быть более внимательным. Увидел запись – ознакомься с условиями и требованиями, собери команду своей школы и смело принимай в них участие.
3. Общешкольные субботники. Собери команду волонтеров и организуй уборку территории микрорайона школы или прилежащих природных объектов. Конечно, после уроков на неё может никто не прийти. Но для этого ты можешь сделать тематическое чаепитие после работы.
4. Сбор вторсырья. Предложи администрации школы организовать сбор вторичного сырья. Начать можно с малого: ручки или пластиковые стаканчики. Местные экоцентры всегда идут на встречу в вопросах сотрудничества и обязательно помогут тебе в организационных вопросах.
Отлично! План действий готов, команда собрана, но как мне самому подготовиться?
Конечно, чтобы учить других и стать
лидером, нужно и самому знать все нюансы. Кроме школьного курса экологии (который
стоит расширить дополнительной литературой), не забудь ознакомиться с
экоцентрами и экологическими движениями своего города и следи за их
соцсетями/сайтами, чтобы не пропустить новые акции или важную информацию. Но
главное, не бойся, держись уверенно и помни, что все приходит с опытом. И пятое
мероприятие определенно пройдет проще и ещё лучше, чем первое!
Истории
читателей
Если у тебя осталась хоть капля
сомнений, то самое время найти мотивацию в историях тех, кто уже довольно успешно занимается экологической деятельностью у себя в школе.
«Экологическое движение в нашей школе существует уже много лет. Его история началась в 2001 году с создания экологического кружка. Сейчас у нас есть министерство экологии, экологический театр и детское экологическое объединение «Набат». Поэтому, когда в восьмом классе я заинтересовалась экологией и захотела принимать участие в акциях, мне не было слишком сложно: я обратилась к своему учителю биологии. Она помогла мне найти нужную информацию и подкинула пару экоцентров для ознакомления. И вот спустя время я стала министром экологии лицея и организатором различных акций и экоуроков: по сбору вторсырья (батареек, крышечек для акции «Водорослям крышка!», ручек, макулатуры), субботников на территории школы и берегу Волги, посадки «Аллеи Памяти», экоуроков «День Земли», экоквизов и викторины.Теперь я активно вовлекаю других учеников в экологическую деятельность лицея и с радостью помогаю им в реализации идей.»
- Горобцова Кристина, МОУ «Лицей №53» г. Саратова
«Я - волонтер и веду экологическую деятельность уже год. Моей первой экологической акцией была акция нашего города по сбору вторсырья «Зелёный бык». Потом из интернета я узнала про экоцентр «Экологизатор» и акцию «Водорослям крышка!». Я захотела организовать такую акцию у себя в школе. Сначала я рассказала о своей идее своему классному руководителю, описала все цели и задачи акции. Она передала мои слова завучу по воспитательной части. Они сказали, что это нужно обдумать, составить план действий. Но на этом я не остановилась. Я организовала сбор в своем классе и одном из классов начальной школы. Когда я не знала, как мне быть, моя наставница из экоцентра посоветовала быть настойчивее. Тогда я пошла уже напрямую к завучу самостоятельно. Рассказала, про акцию и пообещала, что беру на себя ответственность за сбор крышек. Что я буду забирать домой их, мыть их, сортировать, а потом сама отвозить в Экологизатор. Через два дня меня вызвала завуч и сказала, что есть приказ на акцию. Она продлиться ровно месяц. Я сама сделала коробку для сбора крышечек, разукрасила её, приклеила плакат, и наша акция началась».
- Алиева Мирослава, МОУ СОШ №77 г. Саратова
«Темой экологических проблем я стал интересоваться в 7 классе, после встречи с представителями регионального оператора «Ситиматик». Я полностью погрузился в эту тему, изучил горы аудио и видеоматериалов, статей и журналов, с подборкой которых мне помогла учитель химии и биологии. Был организован отряд юных экологов нашей школы, распространяющий ту самую необходимую, недостающую информацию до каждого от мала до велика. И им, и мне пригодились знания экологии окружающей среды моего города, да и экологии в целом.
Мы провели школьную конференцию «Мусор и возможные пути решения проблемы»; экоуроки и интерактивы «День Земли», «Собери раздельно», «Тропой эколога», «Отходы - непригодные вещи или возможность создать новое?», «Весенний букет», «Природа не прощает ошибок», «Люди и мусор: кто кого?»; и акции «Посади свой лес», «Аллея памяти», «Соберём вместе», «Пернатые друзья», «Чистый двор», «Планете жить!». Безусловно, каждому искреннему патриоту своей страны, юному или уже взрослому экологу-любителю или уже профессионалу предстоит долгий путь в наших непростых реалиях, но он, определённо, оправдан - ведь в нём и есть смысл заботы об окружающем мире, о жизни всего человечества».