Пять углов



Развлечения
Лайфхаки
Студентам
Корейская волна
НОВОСТИ КИНОНЕДЕЛИ
КНИЖНАЯ ПОЛКА ПУ
Культура
Психология
ВОПРОС-ОТВЕТ
Колонка редактора
Наши опросы
Вопрос в редакцию
На практику — в ПУ!
О нас
Контакты
Архив номеров
МЕНЮ
Журнал старшекласcников
|
Читайте нас Вконтакте Читать

культураподготовка к ЕГЭродителивузысоветышколаОГЭКем бытьволонтерствоисследованиеКак сдать ЕГЭчто посмотретьинформатика75 лет ПобедыКуда сходитьлайфхакилицензиятвоя историяподготовка к ОГЭкнигиЕГЭ-2024На практику — в ПУ!Всероссийские открытые урокиЕГЭ 2024как прошли ЕГЭ-2018вопрос-ответинтересные фактыМинистерство образованияличный опытПсихологияКаталог вузовТеатрЕГЭ 2018новости кинонеделиопросмузыкаИТМОпоступлениеолимпиадыпрофориентациявыпускнойподросткилайфхакиНовый годЛучшее на Стенекаталог сочиненийэкзаменыстудентамСПбГУолимпиадахоббифестивальУчительКонцертувлечениярусский языккиноДевятиклассникампрофессиирейтинг вузоврейтингинтервьюРособрнадзорподготовка к экзаменамспортЕГЭ-2022советы психологаисторияВаши историиЧто почитатьотношенияВУЗитоговое сочинениепутешествияразвлеченияобразованиелитературасаморазвитиена практику — в ПУ!Востребованныекарантинкуда поступатьработаПоступление 2024Каталог профессийискусствоСочинениеМГУжурналистикауниверситетрецензияанглийский язык
ТОП авторов
Татьяна Герасименко

Опубликовано статей: 21

Ольга Чибиряк

Опубликовано статей: 25

Полина Батракова

Опубликовано статей: 10

Матвей Невьянцев

Опубликовано статей: 7

Мария Горяинова

Опубликовано статей: 6

Пять углов
Музей из андеграунда: история о человеке, поднявшем неофициальное искусство

Музей из андеграунда: история о человеке, поднявшем неофициальное искусство

Что можно увидеть в необычном музее при СПбГУ, рассказывает Анна Передня, г. Санкт-Петербург

Просмотры
1318
Как вы представляете себе музей при университете? Пыльные полки, картины с портретами великих ученых, заслуженных преподавателей. Где-то неподалёку обязательно будет красоваться стеклянный шкаф с кубками и наградами студентов. А что, если мы вам скажем, что в СПбГУ вместо всего этого вы увидите картины художников, непризнанных ни государством, ни обществом. Необычно, правда? А ещё интереснее, что начиналась эта история всего с одного человека.

Начало


Пожалуй, главный герой этой истории – Татьяна Семёновна Юрьева – советский и российский искусствовед, Заслуженный деятель искусств, член Санкт-Петербургского Союза художников. Именно она в далёких 1990-х собрала коллекцию из работ неофициальных, непризнанных художников того времени. Она считала, что современное искусство должно жить и выставляться в официальных музеях. Ведь кто, как ни они, эти отвергнутые творцы смогут рассказать о жизни в то время.   Увлеклась таким необычным искусством Татьяна Семёновна ещё в 70-х, когда на одной из Газаневских выставок в Ленинграде познакомилась с несколькими художниками. 

Татьяна Юрьева, автор музея
Татьяна Юрьева, автор музея
Это были по-настоящему преданные искусству люди: они официально работали в жилищных конторах, кочегарках или ночными сторожами, а в свободное время продолжали творить. Они не ждали славы, прибыли, признания - они творили для себя. Пожалуй именно это и привлекло Татьяну Юрьеву. И она решила рассказать об этих свободных творцах: тогда, в конце 80-х и стали появляться её первые статьи о российских нонконформистах. Она чувствовала, что это скрытое, неизведанное, оторванное от общих норм искусство должно жить. И старалась помочь ему всеми силами. Она уже давно знала, как нужно писать об этих работах, потому что авторами были её близкие друзья, с которыми она вместе  радовалась, терпела неудачи,  представляла будущее. Среди этих творцов были Глеб Богомолов, Сергей Бугаев (Африка), Владимир Овчинников, Нина Казимова, Анатолий Заславский и многие, многие другие, чьи работы мы вспоминаем, когда видим. Никто из них и не думал о том, что когда-то станет известен. Хотя, конечно, тайно мечтал об этом. 
1661347753.jpg
Мои художники остро и глубоко переживали несправедливость времени по отношению к творческой жизни, к судьбе каждого из них
Татьяна Юрьева

Признание


Но андеграундная часть культуры  не может оставаться непризнанной вечно. Поэтому отдельными статьями Татьяна Юрьева решила не ограничиваться и к 1990 году  организовала Центр искусств имени С. П. Дягилева. Долгое время Центр представлял собой объединение художников и кураторов, которые сами создавали новые культурные события в Петербурге, открывали выставки неофициального искусства, устраивали арт-ярмарки и собирали новые  произведения живописи, графики и скульптуры. В Мраморном дворце тогда каждый месяц проходили выставки неофициального искусства, организованные Центром. Следующие 15 лет Дягилевский центр постоянно работал над реабилитацией неофициального искусства и популяризаций современного. Теперь уже вместе с коллегами Татьяна Юрьева помогала   авторам становиться понятыми, востребованными, а значит – продолжать работу и развивать культуру в стране. Выставки тогда стали проводиться чаще:  в Музее города, в Музее Академии художеств, в Манеже, на Пушкинской 10. В один момент их стало  более двухсот. И тогда Татьяна Юоьева поняла: то признание, которого она так долго пыталась добиться - пришло. 

Позже дело дошло и до больших международных проектов, которые знакомили зрителей с работами Русского зарубежья:  Среди таких авторов – Эрнст Неизвестный, художник и скульптор, с которым Татьяна Юрьева познакомилась в 1988 году в Нью-Йорке и в своих записях называла “сверходарённым”. 

И, пожалуй, верхом общественного признания было открытие мемориальной доски Сергею Дягилеву, в честь которого и был назван центр. А позже ему даже открыли памятник в Париже! 


Эрнест Неизвестный за работой
Эрнест Неизвестный за работой
И, пожалуй, верхом общественного признания было открытие мемориальной доски Сергею Дягилеву, в честь которого и был назван центр. А позже ему даже открыли памятник в Париже! 

Но почему именно Дягилев?


Если забраться в историю русского искусства начала ХХ века, то имя Сергея Павловича Дягилева окажется безумно значимым для своего времени (да и для нашего тоже). Дягилев был талантливым обладал одновременно и тонким эстетическим, и коммерческим чутьём. Он создал журнал “Мир искусства”, который формировал новые взгляды на живопись, скульптуру, театр. Он привёз за границу русский балет, презентовав его “Русскими сезонами” – это была специальная гастрольная программа. Он открывал миру русское искусство и даже России – её собственное. Между деятельностью Дягилева и целями Центра, между Серебряным веком и эпохой 90-х и нулевых есть рифма. Переход в новое столетие, необходимость переоткрыть и переосмыслить отечественное искусство, показать его миру и сделать востребованным. Дягилевские ценности. С выставками Центра его имя стало звучать ещё чаще в России и зарубежом. А в 1995 году вместе с Русским музеем, Театральным музеем и музеем истории города Дягилевский центр повторил одну из выставок импресарио “Портреты деятелей русской культуры”. Экспозиция была составлена в манере Дягилева – рядом были работы самых разных направлений.


С.П. Дягилев
С.П. Дягилев
А в 1995 году вместе с Русским музеем, Театральным музеем и музеем истории города Дягилевский центр повторил одну из выставок импресарио “Портреты деятелей русской культуры”. Экспозиция была составлена в манере Дягилева – рядом были работы самых разных направлений.
Афиша "Русских сезонов"
Афиша "Русских сезонов"

От центра к музею


Тем временем в середине 1990-х годов Центр С.П. Дягилева ещё не стал музеем. Собралась богатая коллекция избранной живописи, скульптуры и графики высочайшего уровня. В 1997 году Центр подарил коллекцию современного искусства Санкт-Петербургскому государственному университету, где преподавала Татьяна Семёновна. И даже в этом событии есть символ: Дягилев был универсантом, закончил юридический факультет. Наконец, в 2009 году Центр искусств С.П. Дягилева стал музеем СПбГУ – первым и пока что единственным музеем современного искусства при университете в России. Более ста работ попеременно экспонировались в Смольном институте и в здании на Набережной Лейтенанта Шмидта. Сейчас в коллекции уже более трёхсот экспонатов. Всё это – дары авторов. Они находятся в хранилище музея в Петергофе. 


1661347757.jpg

И уже более 20 лет музей постоянно проводит выставки в здании на набережной Лейтенанта Шмидта – экспозиция меняется каждые несколько месяцев и больше не повторяется. А до 1 сентября в музее С. П. Дягилева проходит выставка памяти Виктора Цоя. Уже осенью её сменит персональная выставка автора со сложным художественным языком. Над сохранением музея, продвижением современного искусства и каждой экспозицией уже без Татьяны Юрьевой работают неравнодушные к своему времени художники и искусствоведы – Андрей Хлобыстин, Стас Казимов, Екатерина Станюкович-Денисова. 

Вот такая история:  долгая, но интересная. И ценность её в том, что она продолжается.

Что можно увидеть в необычном музее при СПбГУ, рассказывает Анна Передня, г. Санкт-Петербург
Пройдите опрос
Каким вы видите свое будущее через 10 лет?
1/6








Назад
Далее
А чего больше всего опасаетесь?
2/6







Назад
Далее
Вы уже определились с выбором маршрута: кем стать, куда поступать?
3/6


Назад
Далее
А с кем при этом выборе советовались, к чьему мнению прислушивались?
4/6







Назад
Далее
Если бы у вас появилась возможность жить не работая - согласились бы?
5/6


Назад
Далее
А насколько вообще вы чувствуете себя готовым ко “взрослой жизни”? Оцените от 1 до 5
6/6





Назад
Далее


Комментировать

Новые материалы

Читайте также

Привязка статьи к блоку

ID статьи:
Сохранить
Самое читаемое
Яндекс.Метрика
ООО «Пять углов» Контакты:
Адрес: 9-я Советская, д.4-6 191015 Санкт-Петербург
Телефон:8 (812) 274-35-25, Электронная почта: mail@5uglov.ru