Уже прошло две недели с начала учебного года. И за это время все участники школы, кажется, успели понять: она изменилась. В ней появились флаги, гимны, разговоры о важном, профильные классы. И вы, в свою очередь, делились мнениями о том, чего не хватает в школе вам. А теперь мы решили спросить о том же учителя из Совета учителей-блоггеров Диану Минец. Она рассказала ПУ о проблемах школы, над которыми нужно работать (и уже работают). И пожалуй, о них стоит узнать учителям, родителям и студентам, чтобы по-новому взглянуть на “второй дом” - школу.
Устарелость школьных программ
“Школьные программы оторваны от практического применения полученных знаний в реальной жизни” - делиться Диана Минец. Так например, продолжает учитель, можно сдать ЕГЭ по русскому языку на 100 баллов, но не иметь ни малейшего представления об истории языка, механизмах его функционирования, не быть способным к созданию текстов, далеких от "шаблонов", заданных ВПР, ОГЭ, ЕГЭ, итоговым сочинением.
Видимо, отсюда и непонимание, неусваивание новых тем, особенно тех, которые не пригодятся для экзаменов:
Понятно, что исправить все проблемы сразу не получится. Но можно начать хотя бы с русского языка - и, как говорит Диана Минец, включить в учебники тексты классиков. И то, что связано с современным русским языком, например современные слова из онлайн-словаря Института русского языка, как «пандемийный», «стендап», «телеграм-канал», «погуглить». И тогда изучение предмета будет не только увлекательным, но более полезным.
Семья оторвана от жизни школы
На сегодняшний день 58% родителей недовольны школами. Возможно, в некоторых случаях эта раздражительность оправдана. Но что если эта удручающая картина сложилась еще и потому, что родители сами стали по-другому относиться и к детям, и к учителям.
Ведь если раньше родители были помощниками школы, то сегодня это «детские менеджеры», которые то и дело “угрожают школе прокуратурой”.
А администрации школы, по словам Дианы, проще согласиться с этими самыми родителями: “наказать тебя могут абсолютно за все. Даешь задания не по учебнику? Творчески подходишь к урокам? Используешь дополнительный материал? Еще если там где-то фото в купальнике с местного турнира по плаванию выложил, то вообще компромат. Все средства сгодятся, была бы фантазия. Конечно, это хорошо, что родители научились бороться за права своих детей, но с другой стороны, родители стали вмешиваться абсолютно во все, что происходит в школе, вплоть до оспаривания педагогических технологий. По этой причине многие выбирают работать по шаблону, без творческого подхода. Меньше проблем будет.”
Кажется, тут возникает закономерный вопрос: разве можно учителя, пытающегося дать знания и умения, во всем этом обвинять? И главное - идёт ли это на пользу детям? Вспомнить хотя бы письмо, присланное несколько месяцев назад в ПУ.
Пожалуй, некоторым родителям стоит вспомнить, что в жизни их ребенка участвуют не только преподаватели, но и они сами. И что вместо того, чтобы ругать учителей в Телеграммах и Ютубах, можно поговорить по душам со своим ребенком: а как у него дела в школе, а все ли понятно на уроках, может, в чем-то нужна помочь?
«Недоцифровизация»
По последним данным, только у 51% школ есть беспроводной интернет. Да, над этой проблемой постепенно работают, даже ввели специальный проект - “Точка роста”. И если крупным школам это как-то помогает, то с сельскими совсем беда: бывает, что в школе может быть один компьютер. И это, к слову, притом, что те же ОГЭ и ЕГЭ пишутся на них.
Неподготовленные и немотивированные молодые учителя
Сейчас все чаще говорят о дефиците молодых кадров в школах. И так выходит еще потому, что многие выпускники идут в репетиторы - более спокойную и высокооплачиваемую профессию. Ведь пока зарплата у 76% учителей, по данным Минпросвещения, ниже уровня МРОТ. А это при условии, что работать приходится в две ставки. И вот потом, когда эти самые молодые педагоги оказываются в школе, они получают такую нагрузку, что просто "сбегают" оттуда в репетиторы. (сейчас речь не идет о столичных школах).
“При этом в университете тебе как будущему педагогу ставят одни цели, но все это утрачивает реальность на первом же рабочем месте. Поверьте, в педвузах не учат, как вести себя учителю, если старшеклассник кладет на край парты презерватив и провоцирует учителя на конфликт, не рассказывают о правах учителя и трудовом законодательстве, не рассматривают современные способы мотивации учащихся.” Теперь не удивительно, что около 63% студентов педвузов не довольны своим образованием педагогическими вузами.
Учителя не понимают учеников
К чему ведут все эти минусы? Всё к тому же - молодые специалисты уходят в онлайн-школы и частное преподавание, чтобы лишний раз не встречаться ни с разъяренными родителями, ни с бумажной волокитой, ни с низкими зарплатами. А учителя более опытные, в возрасте, просто “не успевают за поколением детей”. И о каком доверии тогда может идти речь, если учителей с учениками будет разделять несколько десятков лет, а молодых педагогов (младше 30 лет) к 2029 году и того останется меньше 6%.