На календаре ноябрь! Это значит, что у
одиннадцатиклассников осталось меньше месяца до их первого экзамена – итогового
сочинения, которое пройдет 7 декабря. Разбираемся, как получить желанный «зачет»
вместе с репетитором по русскому языку, автором тематического блога Анастасией Песик.
Первое правило, которое отмечает наша собеседница, – не
нужно пускаться в пересказ текста. Лучше сделать анализ маленького отрывка,
характеризующего ответ на поставленный вопрос. Да, набрать рекомендованные 350
слов будет сложнее, зато баллы от проверяющей комиссии – легче. «В основном ребятам
трудно выделить правильный тезис, – рассказывает Анастасия Песик. – Но
если ориентироваться на то, что тезис – это четкий ответ на вопрос темы, то
становится проще. Я учу так: из темы мы выбираем ключевое слово. Потом пишем
ряд риторических вопросов – определяем максимально похожий на вопрос темы.
Далее даем меткий развернутый ответ – это и будет первый абзац-тезис».
Кроме того, важно не «уходить» от составленного
тезиса, иначе вы рискуете запутаться. Чтобы этого не произошло, формулируя
тезис, сразу подумайте над аргументацией. Каким примером из литературы можно
было бы убедительно доказать главную мысль (тезис) текста? Наша собеседница советует
обращать внимание на короткие рассказы русских и зарубежных писателей.
Я подбираю для своих учеников лучшие маленькие произведения не из школьной программы, интересные! Их мы читаем вместе на стримах каждую пятницу. Плюс у меня в группе есть подкасты с этими рассказами. Так мы выигрываем по многим параметрам: получаем баллы за аргументы на итоговом сочинении и в вузах, где за пример не из школьной программы баллов начисляют больше!
Анастасия Песик
Произведения из списка Анастасии редко проходят в
школе, поэтому эксперты могут не знать их содержание. Это значит, что, если ученик
допустит логическую ошибку, то ее могут не заметить, и по итогу вы все равно
получите балл. «Например, в произведении Леонида Андреева “Гостинец” рассказано
об одиночестве ребенка перед лицом смерти, о том, как медленно угасает надежда,
а ей на смену приходит отчаяние. Кому на Руси жить хорошо? Взрослым? А каково
детям? Этот же вопрос раскрыт и в рассказе “Ангелочек”», – говорит эксперт.
Наконец, выработайте насмотренность – изучите, какие
сочинения получаются у других ребят. Сделать это можно, например, на сайте «Могу писать».
Ресурс хорош тем, что позволяет отправлять даже собственные работы – их
прочитают, оценят и прокомментируют эксперты.
А если вы до сих пор не в курсе, какие изменения в
итоговом сочинении ждут будущих выпускников, – читайте наш предыдущий материал.