“Раньше издательства продвигали литературу для детей и женщин, и подросткам нечего было читать. В героях «Тимура и его команды» они уже не видели себя, поэтому уходили на форумы и фанфики», - я слушаю Лену Сокол – автора «неба, полного звезд» и понимаю, как же она права. Сама была школьницей и постоянно искала, что бы почитать помимо «Капитанской дочки», «Дубровского» или «Преступления и наказания». Но в моей библиотеке оказывались разве что книги серии «только для девочек» и подростковые сплетни в «Подслушано». А если бы у меня тогда оказались современные книги, скорее всего, я бы зачитывалась ими постоянно.
И нет, дело здесь даже не в том, что мы любим всё иностранное, а практически все подростковые книги построены по «западным канонам». Тут другое.Читатели любят, когда с ними говорят на одном языке
Это причина, которую Лена называет мне самой первой. И правда, потому что какую бы красивую и драматичную историю любви не рассказывали нам старые книги, ребята просто не могут её понять. И не смогут даже если будут читать книгу со словарем и переводить «с русского на русский».
Потому что переводить давно уже пора с русского на «подростковый» со всеми шутками, междусобойчиками и сленговыми оборотами. И, что самое главное, весь текст должен быть динамичным, как и их жизнь сейчас.
Сюжет должен быть живым и правдивым
Это второе правило любой хорошей книги для подростков. И это должно проявляться во всём: в действиях, конфликтах, героях и даже атмосферы, в которой эти герои существуют.
Как говорит Лена, современная аудитория хочет видеть героев, похожих на себя. И они не обязательно должны быть одинаковыми. Все должны вести себя по-своему: аудитории хорошо откликаются и добряки, и злодеи, и неловкие скромники, и сильные личности. Кому-то из них они будут сопереживать, на ошибках других будут учиться.
Наверное, поэтому у подростковых книг так много тем. Ребята будут с равным удовольствием читать и о любви, и о дружбе, и об отношениях с родителями, и о поиске своего места в жизни, и о том, как здорово оставаться ребенком.
Но, главное, чтобы, рассказывая об этом, автор не читал нотаций и не фальшивил – этого ребята, тем более подростки, точно не простят.
У читателя должен быть выбор
О нотациях и моралях мне говорит и Дана Делон. Она считает, что всё таится в самом поколении. Дети сейчас взрослеют раньше, и мыслят куда более глубоко, чем раньше. А, как говорит автор, «думающему поколению необходимо оставить выбор».
Подростки и сами прекрасно прочувствуют грань между «приемлемо» и «немприемлемо». И не нужно лишний раз говорить им это: лучше просто показать две истории, двух персонажей, две судьбы, и они самостоятельно решат, какая им ближе.
Тем более, что любая мораль строится на контрасте эмоций. И самый верный способ донести мысль – правильно этот контраст показать.
Читатель должен понимать, что он не одинок
И, пожалуй этот пункт можно считать своеобразным итогом всей нашей статьи. Потому что в этом и есть главная причина, а зачем авторы эти книги пишут. Потому что ребята, которые запутались, которым не кому рассказать о своих проблема, которые боятся, должны находить поддержку хотя бы в гкроях любимых книг.