В детстве мы даже не
задумываемся о том, что ждёт нас в будущем, но, поднимаясь на ступень «Подростковый
возраст», отбиваться от назойливых тревожных вопросов «Кем стать?», «Что делать
дальше?», «Куда идти?» становится всё сложнее…
Проведя опрос среди своих знакомых на тему того, определились ли они с будущей профессией, я получила довольно грустные результаты. Из 50 опрошенных лишь 15 человек уже решили, кем хотят стать, а остальные 35 до сих пор находятся в раздумьях. Вот некоторые из ответов:
«Я ещё не понял, кем хочу стать. Пытаюсь найти профессию, которая понравится, но, пока безуспешно», – Максим, 16 лет.
«Я не определилась с профессией. Есть варианты, но в 14-15 лет очень сложно решить, кем ты будешь всю жизнь. Меня постоянно терзают сомнения, бывает страшно, что не получится найти профессию мечты, и я буду работать на нелюбимой работе», – Юлия, 15 лет.
«Да, я определилась, будучи ещё в 8 классе. На самом деле, выбор будущей профессии всегда даётся, мягко говоря, нелегко, хочется выбрать ту, которая будет тебя не только вдохновлять, но и обеспечивать одновременно», – Кристина, 16 лет.
«Я уже решила, потому что давно имела представление о том, кем хочу быть. Но люди, которые не могут определиться, они ходят, ломают себе голову, для них это сложно», – Юлия, 16 лет.
Впрочем, удивляться не стоит. Ситуация, когда подросток не может определиться с будущей профессией, – нормальная и даже естественная. Так считает моя собеседница, профориентолог Мария Леонтьева. Она поясняет, что необходимым этапом профессионального самоопределения каждого является разнообразие приобретенного опыта.
Если честно, то я и сама долго не могла понять, какой путь выбрать. С раннего возраста постоянно перебирала разные профессии, пробовала себя во многих направлениях, но всегда знала одно: я гуманитарий. А еще тяготею к творческим специальностям. Именно поэтому пару лет назад решила попробовать себя в журналистике. Конечно, поначалу приходилось нелегко: нужно было освоить жанры, научиться брать интервью, искать интересные темы... Но я не отчаивалась, и вскоре неудачных опусов, выплеснутых на бумагу, яростно скомканных и отправленных в мусорное ведро, становилось всё меньше.
Есть интересный метод, который помог мне, и которым я хочу поделиться с тобой. Он называется «Хочу. Могу. Надо». Его суть проста: чтобы определиться с профессией, нужно, как бы банально это не звучало, понять, что тебе подходит. Для этого ответь всего на три вопроса…
«К чему у меня душа лежит?». Очень важно здесь не ориентироваться на мнение друзей и родителей. Выбор профессии – это всегда личное решение, а значит, самостоятельное. Попробуй пройти специальные профориентационные тесты, которых полно в Интернете, стань участником проекта «Билет в будущее», запишись в профориентационный лагерь в своем городе. И помни: если ты сейчас исключишь из схемы «хочу», то не будешь получать удовольствие от своей работы в будущем.
«Смогу ли я?». Будь реалистом: заранее посмотри конкурс на выбранную специальность и придумай, как заработать побольше баллов на ЕГЭ. Может, следует подыскать репетитора или полезные видеоуроки на Ютубе? Принять участие в олимпиаде? Пополнить портфолио новыми «индивидуальными достижениями», которые поощрит приемная комиссия? Если ты проигнорируешь пункт «могу», то рискуешь не поступить в вуз мечты.
Наконец, «Есть ли спрос на мою профессию?». Заниматься любимым делом, конечно, хорошо, но не менее важно чувствовать себя нужным. Поищи свежие отчеты о наиболее востребованных профессиях и выясни, в каких сферах сейчас дефицит специалистов. Если не учесть «надо», то может случиться так, что ты просто не найдешь работу или зарплата не будет удовлетворять твои потребности.
Думаю, самый верный способ определиться с профессией – просто искать. Чем больше проб и ошибок, тем лучше. Тем больше ты узнаешь про себя и свои увлечения. Помочь здесь могут и технопарки «Кванториум», и предпрофессиональные классы, о которых редакция ПУ уже писала ранее. Конечно, грустно, что в наших школах пока нет предмета «Профориентация». Возможно, он бы оказался важнее и нужнее многих других?