В одном из павильонов «Экспофорума» сегодня шумно: десятки абитуриентов стекаются на международный научно-образовательный Салон-2022, чтобы подробнее разузнать про вуз мечты. Но я в стороне от выставки и ярких рекламных брошюрок. Уже около часа брожу у главной сцены, нетерпеливо дожидаясь паблик-тока с весьма интригующим названием…
«Построение будущего в эпоху перемен, – бойко объявляет в микрофон кто-то из организаторов, напоминая гостям Салона, что мероприятие все же состоится. – Почему… – диктор вдруг осекается. – Н-надо идти в айти?..» Неуверенно заканчивает, то ли случайно, то ли намеренно опуская частицу «не». Видимо, как и я, не понимает: разве в 21 веке можно не идти туда?
Особо красноречивы в этом вопросе, конечно, цифры: когда беседа, наконец, начинается, ведущая веско замечает, что в мире насчитывают уже 28 миллионов айтишников. Однако Даниил Ковальчук – директор проектного офиса «Платформа университетского технологического предпринимательства» – лишь усмехается. Он уверен, что сфера айти перестала быть профессией.
Теперь программирование – вполне обычный навык, как чтение или письмо. А для вчерашних выпускников вузов – еще и базовая компетенция в резюме на hh.ru. Наравне с коммуникабельностью и инициативностью.
Увлекательнее же, по мнению Даниила, работать с «железками» – создавать продукт, который можно пощупать. Его мысль быстро подхватывает Алексей Ильин – основатель мастерской игр для обучения и еще один участник паблик-тока. Он призывает абитуриентов «бежать и создавать малые инновационные предприятия на базе университетов». Ведь «схема» здесь очень простая: нужно взять любую вещь, которая попала под санкции, и заняться ее реинжинирингом, то есть перестройкой «под себя».
И, что самое интересное, выгодно это всем: вуз получит субсидии, а вы – «тепличные» условия и шанс почувствовать себя настоящим бизнесменом. Правда, выведать у Алексея больше секретов не удается – он спешит на самолет, и освободившееся кресло предлагают занять случайному слушателю…
Ведущая подначивает публику, выбирая своей «жертвой» восьмиклассника Рому. «Ну толкните вы этого кудрявого!» – настаивает она, и парня послушно толкают его хихикающие друзья. «Вы тоже планируете связать свою жизнь с айти?» Высокий угловатый подросток в очках для зрения – стереотипный программист – простодушно выдает: «Да нет, вообще-то с музыкой…»
Впрочем, скучать творческой натуре Роме не приходится: к беседе подключается Екатерина Лукша, автор проекта «Атлас новых профессий», пытаясь помочь парню определиться со своим будущим. Она говорит, что сегодня человеку нельзя выбрать одну профессию на всю жизнь, потому что технологии меняются быстрее, чем за ними успевает образование. И лучший выход из ситуации – развиваться сразу в нескольких областях. «Нравится тебе музыка? Супер! Посмотри максимальное количество направлений вокруг музыки, связанных и с айти, и с творчеством, и с организацией мероприятий, и даже с медициной!» – советует эксперт.
Ну а в чем же ценность тех самых программистов? Екатерина думает, что в создании креативных решений. Айти оказывается инструментом для человеческого искусства в высокотехнологичном мире. Поэтому просто залезть в эту сферу – еще не залог бешеного успеха. Просто залезть в айти – значит стать человеком, который выживет в 21 веке.
Удивительно, но дискуссия, которая должна была убедить меня, что в айти идти не надо, сработала с точностью да наоборот. Научиться кодить на «Питоне» или «Джаве» явно следует: хотя бы ради того, чтобы привести мозги в порядок или, как выразились спикеры, «выстроить свое мышление». В конце концов, даже музыкант Рома призадумался: может, и ему пригодится навык программирования?