Уже чуть больше, чем через неделю, 14 февраля, девятиклассники пройдут свое первое серьезное испытание - итоговое собеседование по русскому языку. Раньше такого испытания вовсе не было, оно появилось только в 2019 году. И с того времени от выпускников и их родителей слышится множество недовольств. Только у нас на сайте появляются десятки комментариев о том, что собеседование нужно отменить и о том, что понять уровень ребенка можно и за 9 школьных лет, без дополнительных испытаний.
Но, оказывается, это испытание не столько проверяет ваши навыки чтения и пересказа текста, сколько помогает развить важные для любой профессии навыки. Какие именно, нам рассказала руководитель отдела программ развития подростков MAXIMUM Education Наталья Евсеева.
Итоговое собеседование 2024: новые критерии, задания и советы
Чек-лист для тех, кто хочет получить «зачет»
Читать далее
ПОЧЕМУ К ИТОГОВОМУ СОБЕСЕДОВАНИЮ ТАК ПЛОХО ОТНОСЯТСЯ?
В основном все отрицательное отношение к новому испытанию у девятиклассников связаны со страхами девятиклассников. А появляются они в основном из-за ужасного
слова «экзамен» в начале. И это, в общем-то, логично: никогда раньше такого в школе не было не было, а слухи о всех экзаменах ходят очень пугающие. Мол не сдашь – сразу вылетишь.
Конечно, за 9 лет учебы успело пройти много важных контрольных, ВПР, но не экзаменов.
Вот только ни в одном документе не сказано, что собеседование
– это экзамен. Это всего лишь испытание, которое помогает понять, научились ли
ученики за 9 лет школы грамотно выражать свои мысли. И, как правильно отмечают школьники в комментариях, этому они научились за время учебы сполна.
Но название - это еще полбеды. Другой страх связан с самой процедурой проведения этого испытания. А именно - с ограничением по времени. На экзамен
дается всего 15 минут, и на первый взгляд, это кажется очень мало. Сразу
появляются вопросы: а смогу ли я что-то придумать? А успею ли я запомнить
текст? А что, если я собьюсь? Но спокойно! Как говорят те, кто
уже сдали это собеседование, времени этого даже больше, чем достаточно.
Итоговое собеседование - 2023: первые истории от девятиклассников
Читать далее
Это-то хорошо. Но что, если знать, что во время этих 15 минут ведётся аудиозапись ответа? Спокойно, в этом тоже нет ничего страшного!
Фиксация испытания нужна только для того, чтобы избежать недоразумений или ошибок в процессе обработки результатов. Вы же не хотите потом доказывать, что вы говорили фразу по-другому? Да и пересушивать свой голос на записи никто не заставит. Поэтому диктофон – это все равно, что камера на детском утреннике в углу зала. Вы же не стеснялись танцевать танец маленьких утят? Так и здесь бояться нечего.
Поэтому если и бояться, то только того факта, что это собеседование – допуск ко всем экзаменам. Но и тут можно выдохнуть: как правило, 99% девятиклассников сдают зачет с первого раза. Так чем хуже вы?
ЧЕМ ИТОГОВОЕ СОБЕСЕДОВАНИЕ ПОМОГАЕТ НАМ В БУДУЩЕМ?
На самом деле, для того, чтобы ответить на этот вопрос, достаточно посмотреть на список заданий. И их вы, конечно, уже успели заучить наизусть. Но все же давайте посмотрим на список еще раз.
И каждое из этих заданий развивает качества и навыки, которые пригодятся школьникам в будущем. Как именно? Давайте посмотрим.
Чтение вслух развивает нашу дикцию. Кроме
того, когда мы читаем именно вслух, а не про себя, мы лучше включаемся в
процесс повествования. И благодаря всему этому развиваются, пожалуй, одни из самых важных навыков для будущей учебы. Когда вы поступите в колледжи и вузы, вам обязательно придется сдавать
сессию. А это уже будут не тест, как в школьных контрольных, а полноценный устный экзамен. И лучше уж потренироваться заранее, чтобы не мямлить и не жевать буквы перед преподавателем.
Кроме того, во время чтения развивается воображение. Когда
мы читаем вслух, мы более сконцентрированы и рисуем перед глазами образ того, о
чем идет речь в тексте. И, как бы это неожиданно ни звучало, мы развиваем
эмпатию. Ведь мы не только визуализируем информацию и улучшаем свою речь, но и
чувствуем эмоции, которые испытывают действующие лица. Мы можем сострадать герою,
радоваться вместе с ним и многое другое.
Второе задание - пересказ текста развивает наши аналитические способности. Дело в том, что во время пересказа нам нужно вычленять главное, делать
акцент на деталях и лучше разбираться в материале. Очевидно, что такие испытания помогают начать лучше думать, анализировать и строить причинно-следственные связи. А это уже пригодится в любой работе: и неважно будете вы читать официальную речь с трибуны или строчить письма на корпоративную почту. Да и на экзаменах вам будет нужно написать развернутые и убедительные ответы. Так что, и итоговое собеседование в 9-м, и итоговое сочинение в 11-м помогают потренироваться, попробовать себя перед ЕГЭ и ОГЭ.
Монолог
по картинке и беседа с ответами на вопросы способствуют улучшению так
называемой спонтанной речи. Школьник учится говорить в моменте, не по заранее
подготовленному докладу.
Да и если посмотреть еще дальше – то коммуникативные навыки нужны в жизни практически везде: когда вы бронируете номер в отеле, устраиваетесь на работу, поступаете в вуз и даже заказываете пиццу на вечеринку. И если во всех этих ситуациях вы сможете грамотно сформулировать свою мысль и не запинаться, вы и впечатление создадите хорошее, и времени на все про все потратите гораздо меньше.
Правда, как показывает практика, пока что далеко не у всех девятиклассников получается получить за итоговое собеседование все 20 баллов из 20. Отчасти это обусловлено тем, что школьники меньше читают, больше времени проводят в Интернете и, будем честны, не всегда с пользой. Поэтому, может быть, итоговое собеседование – это все-таки неплохое нововведение, которое дает практическую, вполне ощутимую пользу. Вот только шума и запугивания бы вокруг него поменьше.
О пользе устного экзамена для девятиклассников рассказала Наталья Евсеева, руководитель отдела программ развития подростков MAXIMUM Education