Если раньше многие выпускники считали, что ЕГЭ нужен только для того, чтобы поступить в университет, и не для чего большего, то теперь им придется изменить свое мнение. Как пишет Учительская Газета, недавно глава Рособрнадзора Анзор Музаев заявил, что “ни один вуз не может выпустить высококвалифицированного специалиста, если зачисляет на первый курс абитуриентов с низким средним баллом по ЕГЭ”.
Выходит, что разговоры о портфолио, практике и остальных вещах были зря? По этому поводу мы решили поговорить с заслуженным профессором, директором Института развития образования НИУ ВШЭ Ириной Всеволодовной Абанкиной.
ЕГЭ - это показатель знаний?
Несмотря на критику и недовольство со стороны родителей, учителей и самих выпускников (а по последним данным экзаменом удовлетворены только 13% людей), Ирина Абанкина считает, что ЕГЭ все-таки можно назвать “серьезным индикатором знаний”. Особенно в последнее время, когда ЕГЭ перешел в PISA-ориентированный формат”. Это значит, что составители КИМов проверяют не только знания по школьным программам, но еще и навыки, которые успели сформировать в себе школьники к выпуску: умение решать задачи и обосновывать свои решения, переносить стресс, действовать в конкурентной среде, управлять своим временем. А эти навыки уже пригодятся и на будущей работе. Так что если за экзамен баллы оказались низкими, то вполне вероятно, что такому студенту, скорее всего, будет сложно сначала учиться, потом - работать.

На это фоне ребят с высокими баллами возникает закономерный вопрос: а как же тогда олимпиадники? Разве они на практике не доказали, что хотят развиваться в выбранной профессии? И это несмотря на то, что порой баллы у них бывают ниже, чем у сокурсников. В этом Ирина Всеволодовна с нами согласна: мотивации у таких ребят и правда больше. Вот только из-за низких баллов по предметам им порой приходится нелегко освоить новую тему и все потому, что каких-то школьных знаний не достает:

Куда идти, если баллы оказались низкими?
Конечно, всегда остаются те школьники, которым сдать ЕГЭ на высокие баллы, ну, никак не удается. Может быть, программа дается им с трудом или мотивации, дисциплины не хватает.
И хотя таким выпускникам тоже можно поступить в вуз, пусть и на платное, они, как показывает практика, продолжают учится плохо и без энтузиазма. Поэтому им лучше всего пойти в колледжи и техникумы, которые сейчас, к слову, пользуются большой популярностью у школьников: только в прошлом году туда поступило 60% выпускников 9-х классов и 30% - из 11-х классов.

А с высокими баллами будет легче?
Выходит, что с хорошими результатами ЕГЭ после вуза найти свое место под солнцем будет проще? Вот только пока статистика от Минобрнауки говорит об обратном: почти 50% выпускников трудятся не по специальности.
Тут Ирина Всеволодовна советует поинтересоваться, есть ли в вашем вузе базовые кафедры с ведущими интересными предприятиями, с которыми бы хотелось поработать в самом вузе. И если они есть - конечно, тогда и появляется смысл специализироваться по ним. Тем более, что туда часто приходят преподаватели-практики из реальных корпораций, которые и ребят для себя подбирают, и учат тому, что действительно пригодится на работе.
Еще у университета могут быть партнерские связи с некоторыми компаниями, организациями, в которые после выпуска можно будет устроиться. Опять-таки, лаборатории.
Но в этом вопросе важна инициатива: студентам самим следует создавать проекты, участвовать в конкурсах на гранты, исследованиях, возможно, даже начать со студенческих отрядов, где уже они будут делать свои первые шаги в профессии.