Сейчас, когда повсюду проходят экзамены, мне то и дело приходится натыкаться то на видео, то на комментарии о "Великом и ужасном" ЕГЭ, которое нужно отменять. А что, может быть, и правда нужно?
Я сама к экзамену практически не готовилась. Умышленно. Потому что все, наверное, 10 лет моей школьной жизни все вокруг твердили, что экзамены — это плохо, нечестно, что их нужно срочно отменять и вообще, если повезёт, я с ними мучиться не буду. Так потом еще и сестра, которая скрупулезно прорешивала все тесты года два, написала на средненький такой балл. И как раз тогда я и приняла для себя решение, что лучше буду жить полной жизнью, чем один-два года потрачу на подготовку к «одному из жизненных испытаний». В общем-то, я не считаю, что поступила я очень неправильно. Но после того как я сдала ЕГЭ по русскому, литературе и базовой математике, я кое-что да поняла.
1. Общество само нас пугает
За два-три дня до экзамена мама постоянно заходила ко мне в комнату и говорила: «Не волнуйся, ты всё сдашь, твои баллы нам не важны». И вроде бы я должна была радоваться и писать сообщения всем своим одноклассникам, но нет. В моей голове был диссонанс. Как так может быть? Ведь все 11 лет в школе мне твердили, что я должна быть самой умной, старательной, спортивной, и все к этому прилагающееся. И в общем-то, почти два красных аттестата прекрасно на это указывали.
Но даже при этом три экзамена прошли для меня вполне спокойно, без излишнего волнения. В отличие от моих одноклассников, которые много нервничали и даже плакали во время ЕГЭ. Им нужно было сделать всё идеально, чтобы получить заветные 100 баллов и обязательно поступить на бюджет в самый престижный ВУЗ РФ, а у меня цели были совсем другие — сделать всё, что я смогу, несмотря на результат. И отчасти потому что мне это говорила мама.
Так что общество, пожалуй, очень сильнее всего влияет на восприятие экзамена. Да, формулировка «ЕГЭ — лишь одно из жизненных испытаний, которое вам предстоит пройти» верна, но мало просто читать это перед каждым экзаменом, нужно работать с отношением родителей, опекунов и детей.
2. Не бывает лёгких и сложных вариантов
Конечно, измерять свою работу по уровню сложности - затея глупая. Тут все зависит от подготовленности ученика. Кто-то отлично знает «Кому на Руси жить хорошо», а кому-то всеми любимые «Горе от ума» и «Недоросль» не будут в радость.
По это теме преподавательница по обществознанию в онлайн-школе, где я занимаюсь, всегда говорила: «По сути нет «простых» или «сложных» вариантов, есть темы, которые вы знаете лучше или хуже». И это правда: на ЕГЭ все варианты почти одинаковые, просто некоторые правила, задания, блоки кто-то не проходил, делал это плохо или вообще не хотел готовиться к ним.
3. Если не ЕГЭ, то что?
Многие кричат за отмену экзамена, не задумываясь о том, как тогда поступать. Например, если ЕГЭ не будет, то всем школьникам придётся сдавать вступительные в вузы, где в каждом будут разные требования, задания и вряд ли что-то предоставят кроме демоверсии.
И тогда помимо проблем с подготовкой одиннадцатиклассники столкнутся с финансовыми трудностями, так как вряд ли институтам выгодно делать заочные экзамены. Не все родители готовы заплатить от 15 до 50 тысяч за билеты, проживание, причём это только за один город. А для того, чтобы сдать ЕГЭ, нужно просто дойти или доехать до школы, в которой есть ППЭ, и написать экзамен. Чтобы поступить в Москву, Казань, Санкт-Петербург, Нижний Новгород и др., чаще всего не нужно туда ехать, всё делается заочно.
Тем более сейчас существует множество онлайн-школ, которые около пяти-семи лет готовят школьников к сдаче ЕГЭ, знают все тонкости и темы, которые нужно отработать. К тому же обучение там стоит дешевле, чем репетиторы.
4. Никто не хочет, чтобы ты плохо сдал(а)
На четырёх ППЭ из трёх (последний экзамен у меня 8 июня) были добрые, понимающие учителя. Одиннадцатиклассники спокойно ходили в туалет, не нервничали во время экзамена, а тем, кому требовалось, оказывали медицинскую помощь. Например, во время русского языка одной девочке стало плохо и учителя отвели её в медпункт. Там ей медсестра оказала помощь, напоила чаем и отправила дописывать экзамен. Поэтому все были настроены ко всем школьникам положительно. Никаких подставных учеников, удалений с экзамена за почёсанную ногу тоже не было.
Почти ко всем заданиям я была готова, некоторые даже нарешивала при подготовке, повторюсь, в спокойном темпе, не жертвуя встречами с друзьями и уж тем более сном. В общем, ЕГЭ — это не так страшно. А вы как считаете?
Своими открытиями делится Елизавета Ильина, гимназия №2, г. Астрахань