Вот только, несмотря на литературные шедевры и судьбоносные знакомства, писатель никогда не скрывал своего неудовольствия к Северной столице. А почему - мы решили разобраться, отправившись назад в историю.
Кому «Нос», кому - мороз
Окончив гимназию высших наук в Нежине, неуверенный, но полный мечтаний, Гоголь переезжает в Петербург в 1828 году. До отправки 19-летний юноша воображал этот город только в ярких красках: театры, дворцы, великолепные виды на каналы, роскошные вечера и балы. Николай Васильевич мечтал и глубоко верил, что, приехав сюда, он реализует свой талант, будет трудиться на благо обществу и, наконец, станет счастливым. Однако что-то пошло не так.
Северная столица оказалась не такой гостепреимной, какой ожидал ее запомнить молодой Гоголь: во-первых, цены на жилье и питание оказались куда выше, чем на его малой родине. Приходиться экономить, чего юноша вообще не привык делать. А во-вторых, подрывает энтузиазм и здоровье и без того болезненного Николая Васильевича петербургская погода: то дожди вперемешку с порывистыми ветрами, то сплошные туманы, то и вовсе пробирающие до костей холода.

Но подорванный комфорт - это полбеды. Страшнее стало, когда Гоголь раз за разом скатывался с карьерной лестницы: в театр, который всей душою любил писатель, его не взяли. В литературе тоже не везло - поэма "Ганц Кюхельгартен", опубликованная в 1829 году и то под псевдонимом, фурор не воспроизвела. И несчастному бедному автору оставалось только одно - пойти в мелкие чиновники.
Не было бы счастья, да несчастье помогло
Каким предстал сухой бюрократический мир чиновников в глазах творческого и тонкого натурой человека? Конечно же, отвратительным: на службе Гоголь изрядно мучился, причем не столько от поручений, сколько от равнодушного отношения государственных слуг к тому самому народу.
Разбавить чиновничью рутину Гоголю помогла живопись, которой он занимался в Академии художеств.
Именно эта служба стала отправной точкой для Николая Васильевича. С одной стороны он погряз на службе, с другой - погружен в воспоминания о малой родине. И в первом случае он знает все о судьбе маленького человека, образе мыслей и жизни чиновников, во втором - все о родном фольклоре и местной истории. Сюда же - работа с формами и цветами, которую он перенял на уроках рисования.
Так Гоголь собирается с силами и выдает миру свое первое знаковое произведение - «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1832). А потом как по накатанной: «Нос» (1833), «Невский проспект» (1834), «Тарас Бульба» (1835), «Записки сумасшедшего» (1835).

Гоголь сильно резонирует на фоне остальных писателей, восхваляющих культурную столицу. В своих произведениях автор не стесняется добавлять в образ города абсурдности, как в случае с Носом, гуляющем в мундире. Или задает мотив чертовщины в «Невском проспекте», где главные герои, как и сам город предстают обезображенными, греховными, и только Бог, о котором упоминает Гоголь, предстает истинным абсолютом.
Николай Васильевич не заостряет своё внимание на дворянские балы и дворцы - ему больше интересна жизнь простых ремесленников, жителей Санкт-Петербурга. Их привычки, дела, эмоции, чувства, их страхи, и, конечно, высмеянные пороки, с которыми так ловко играет Гоголь на страницах собственных произведений.
А дальше уже историю вы, наверное, знаете: знакомство с Пушкиным, Жуковским, «Ревизор» и «Мертвые души».
В 1836 году Гоголь покидает Санкт- Петербург навсегда. И в его памяти Северная столица останется не городом, который лелеяли и воспевали, не райским местом под солнцем. Лишения, неудачи, голод и болезни - вот четыре главных синонима. Но кто знает, куда занесла бы судьба Николая Васильевича, написал бы он свои значимые произведения и попал бы он на страницы всемирной истории, если бы не оказался в городе на Неве. В столице историй, мистики и загадок.