Кого из нас не пугало громоздкое слово ЕГЭ? От него даже у родителей подчас волосы встают дыбом, чего уж говорить о старшекласснике, который видит в этих трех больших буквах и другие слова-оттенки: поступление, бюджет и даже личный успех.
Вот откуда просыпается непреодолимая тяга к нарешиванию тестов, ведению толстенных конспектов и постоянному контролю своих баллов.
Так выглядит типичный портрет одиннадцатиклассника. И, наверное, наш герой - Дмитрий Гришин, 300-балльник из города Долгопрудный, несколько раз призер олимпиад ничем не отличался бы от своих сверстников. Если бы не одно, а вернее, несколько "но", которые он учел еще будучи десятиклассником и которые помогли ему достичь своей цели.
Из увлечений - математика
Вообще Дима с детства тяготел к математике: в детском садике уже освоил счет, школьником почти никогда не пропускал алгебру с геометрией. А в 9 классе даже съездил на образовательную смену, где увлекся программированием или, если на школьный язык - информатикой.
Тогда-то он и понял, что дорога ему - в технические специальности, поэтому свою подготовку он начал с перевода в Физтех-лицей им. П.Л.Капицы, где из главных предметов не гуманитарные литература и английский, а сугубо технические: математика, информатика, физика. Ну, и русский, куда же без него.
Неудивительно, что и для сдачи парень выбрал профильную математику, информатику и русский. Будет поступать в МФТИ. Правда, пока еще не определился с программой: то ли на “Прикладную математику и информатику”, то ли на “Прикладную математику и физику”.
«У меня технический склад ума», - шутит про себя Дима. А я лишь улыбаюсь в ответ - что уж тут, добавить совершенно нечего.
Подготовка к ЕГЭ? Была, но немного
Из разговора стало ясно, что все-таки большую заслугу в Диминых результатах сыграл именно лицей. Но, погодите-ка, ведь не все его одноклассники получили 300 баллов? В чем же секрет, может в подготовке?
«Подготовка?», - удивленно повторяет за мной Дима - «Да я, собственно, почти и не готовился. Ну, как: я, конечно, на уроках прорешивал задания, дома тоже. По русскому, например, изучал теорию по орфографии, потом варианты прорешивал прошлых лет. Ну так, не напряжно. К информатике мы начали прорешивать варианты, наверное, с марта: преподаватель подробнее рассказал нам про теорию игр» (это задания, которые награждаются немалым количеством баллов - ПУ).
«А как же профильная математика?» - я не отстаю. И сразу получаю ответ: а к математике он не готовился в принципе - всему объяснение мат профиль, на которой итак дали «огромную базу».
Вот из таких простых, на первый взгляд, вещей и складывался Димин путь: учеба в лицее, немного подготовки и... олимпиады. А вот с последними у выпускника сложилась отдельная история.
А чего бояться - это же опыт
Вместо того, чтобы решать скучные тесты сутками напролет, Дима решил свернуть с привычной дороги, и вместо репетитора выбрал олимпиады. Участвовал он в них, кстати говоря, еще с 7-го класса - но, как говорит сам парень, это скорее были соревнования "шуточные". А вот серьезно он к ним подошел, когда оказался в старших классах: вначале присматривался, отбирал для себя необходимые, готовился в кружках при своем лицее и шел в интеллектуальный бой.
Правда, тут он встретил первые неудачи. Дело в том, что Дима очень хотел выиграть олимпиаду Физтеха - ту самую, которая облегчила бы ему поступление в МФТИ. Много приложил усилий, изучал темы и специфику заданий, был уверен, что выиграет. Но...в последний момент, как это обычно и бывает со многими из нас, у него сдали нервы. И не прошел.
Любой другой, наверное, опустил бы руки на этом. Но а что же Дима? А он отнесся к этому спокойно, даже сказать, по-философски: «Это опыт, опыт».
Причем, немаловажный: в выпускной год Дима участвовал в 9 олимпиадах, в 5 из которых занял призовые места. Конечно, вы скажете, что это невозможно - готовиться к ЕГЭ, да еще участвовать в таком количестве олимпиад! Ну, а Дима вам на это ответит: так, сезоны же не пересекаются. Поэтому все можно успеть - если правильно распределить свое время.
Фото: из личного архива Дмитрия Гришина
Секрет успеха - в знаниях
Сейчас у Димы, что называется, полный карт-бланш: 300 баллов за ЕГЭ, несколько дипломов призерства. С такими результатами уж точно можно не переживать за поступление. Но сам парень, хоть и гордится достижениями, не спешит хвастаться ими. Наоборот, он вполне скромно, с расстановкой и без позерства рассказывал мне свою историю. И, может быть, это тоже своего рода важный ингредиент: он не убеждал в своем таланте кого-то, не доказывал. А просто занимался тем, чем искренне увлечен: математикой, информатикой, самообразованием.
Так, какие бы советы стоит учесть тем, кому только предстоит пройти этот волнительный путь? А они оказались весьма простыми: во-первых, иметь хорошую базу. И речь тут о том, чтобы хорошо разбираться в темах, которые есть в кодификаторе. А потом уже привыкать к специфике заданий ЕГЭ, к их формулировкам и уловкам, которые иногда попадаются: «Я же по сути к ЕГЭ не в 10 классе, не по большей части в 11 классе не готовился - я просто нарабатывал базу. А когда база сильная, мне оставалось приловчиться к ЕГЭ.
Это тяжело, что здесь сказать. Это очень тяжело. Но это - первый совет».
А второй он почерпнул из слов своего преподавателя. Тот после сдачи экзаменов сказал ему, что на ЕГЭ нужно приходить в пиковой форме. Потому что задания эти - больше на внимательность, на усидчивость. «Тогда я понял, что это правда: если ты пришел в пике своем, то все будет отлично. Если чуть-чуть за свой пик перевалил - все, завалил экзамен. Если ты чуть-чуть до пика не дошел - ничего страшного, просто не на очень высокий балл сдашь. Поэтому, нужно на экзамен прийти в своем пике».