Автор книги Алексей Иванов известен в первую очередь, как сложный для экранизаций писатель. Что в общем-то подтверждается опытом: картины «Сердце Пармы» 2022 год, «Общага» 2020 год, «Тобол» 2018 год не получили средних 7 баллов кинорейтинга. Однако сериал «Пищеблок», вышедший на стриминоговой платформе «Кинопоиска» в 2021 году, стал вызовом не только для создателей, но и для зрителей.
Без спойлеров
Лето 1980 года. В пионерлагере «Буревестник» новая, «олимпийская» смена, на которую приехали мальчик Валерка Лагунов (Пётр Натаров) - школьник на каникулах, мечтающий найти свой коллектив и друзей. И вожатый Игорь Корзухин (Даниил Вершинин), отправленный в «Буревестник» от педагогического института.
Поднятый советский флаг ознаменовал начало смены - о ней и объявила на открытии главная вожатая по кличке Свистуха (Ирина Пегова). Веселые игры, общение и радость в скором времени сменит мистика, которая ворвется в лагерные палаты одной ночью.
И страшно, и странно
Вампир - это культурный маскот, которого мы знаем и благодаря классическому «Носферату, симфонии ужаса», романтическим «Сумерками» и постмодернистскому переосмыслению о жизни кровососов в «Реальных упырях». Но если они обычно обитают заброшенных замках и таинственных лесах, то вот пионерский лагерь, как локация, выглядит вполне экзотически.
Да и сам лагерь, каким бы он не был, всегда выглядит загадочно - по крайней мере, потому, что многие из ребят рассказывали друг другу страшные истории про кровавое пианино, пиковую даму, горнистку, которая ищет замену своему глиняному, испорченному другу. Жутко? Еще бы, потому что передать атмосферу лагерных посиделок помогли художники по костюмам и декораторы, которые проделали огромную и кропотливую работу над этим. Портит всю эту атмосферу излишняя футуристичность освещения: в некоторых сценах свет прямо “слепит” в глаза.

Если атмосфера романа создавалась с помощью проживания дней с главными героями, то в экранизации большую роль играл режиссер Святослав Подгаевский, автор большинства российских хорроров последних лет («Яга. Кошмар тёмного леса», «Невеста»). Благодаря его видению зритель видит детские страшилки в гротесковой манере. Местами кадры становятся резкими, местами - «неожиданными». Однако этот же гротеск может быть и минусом: режиссер часто использует неуместные крупные планы, отчего не очень комфортно.
Сценарий местами тоже не оправдал себя: главные события показаны в первых трех сериях, а потом эпизоды тянут, как резину. Стоит, правда отдать должное сценаристу, который добавил новизну во второй сезон - видимо, чтобы зритель проникся духом лагерной жизни: ввел праздник Нептуна и дискотеки, отыскал необычные методы борьбы с нечистью. Но несмотря на это, этот зритель все равно замечает сюжетные дыры, попытки растянуть хронометраж и заполнить его.
Не доиграли
Главные различия первоисточника и экранизации – персонажи. Возьмем, например, двух главных женских героинь – Анастасийку Сергушину (Мария Абрамова) и Веронику Несветову (Ангелина Стречина). В книге это были две бойкие, у себя на уме девочки, которые язвили старшим и друзьям.
Экранный «Пищеблок» сделал их пустыми и неинтересными, динамика отношений девушек с парнями - Валериком и Игорем - ужасно ровная и скучная: из истории про рыцарей, которые спешат спасти своих возлюбленных, все превратилось в непонятную беготню друг за другом. Уже и сам зритель не понимает, за кем ему следить.
Персонажи стали жертвами идеи о коллективизации, про которую писал Иванов в романе. Они не проживают самостоятельную историю, а идут у нее на поводу. Рассудительный, но мечущийся Валерка из книги, в сериале изначально стоит на одной точке и его характер меняет только финальный твист. А Игорь стал просто помощником Валеры.

Экранизация, в сравнение с оригиналом, неоднозначная. С одной стороны, авторы передали атмосферу романа, записали даже неплохой саундтрек со звездами. Да и мир лагеря стал выглядеть более ярким, расширенным. Но в попытке сделать российскую версию сериала «Очень странные дела», создатели совсем забыли о персонажах и темпе сериала. Во многом, последний очень сильно влиял на настроение происходящего: если печатный «Пищеблок» погружал в ужас и мистику постепенно, то сериал с первых минут нагнетает и разрушает тайны. Получается так, что к концу и следить не за чем, а после первой серии ты перестаешь пугаться и устало смотришь на попытки нагнать страх очередным скримером.