Альтернатива набирает обороты
В современной России рынок альтернативных и частных школ развивается очень стремительно. По данным Комитета по образованию Санкт-Петербурга, количество учащихся в частных школах на 2021/22 год в сравнении с 2019/20 годом увеличилось на несколько тысяч - с менее чем 7,5 до 11 тысяч учеников. Сейчас дети из частных школ составляют около 1% процента от общего количества школьников в Петербурге.
Исследованием и анализом рынка частных школ в Санкт-Петербурге занимается проект “Просто учиться”, направленный на помощь родителям с подбором школы для ребенка и сбором обратной связи об учебных заведениях. В результате опросов родителей проект выявил несколько основных причин, почему родители не отдают детей в государственные учреждения:

До недавнего времени большого интереса со стороны родителей к частным и альтернативным заведениям замечено не было. С 2015 по 2019 в негосударственных школах Петербурга стабильно обучалось около пяти-шести тысяч детей. Однако самый ощутимый скачок произошел в 2020/2021 учебном году, когда за этот короткий период количество учеников в частных школах увеличилось на несколько тысяч.

Своей возрастающей популярностью негосударственные школы обязаны скорее кризису современной системы образования, чем практикуемым ими методикам обучения. Многие родители пока не приходят осознанно к какой-либо педагогической методике, а скорее бегут от той, которая, как им видится, совершенно точно не подходит их ребенку. Конечно, родители не обязаны глубоко разбираться в педагогике перед тем, как выбрать школу. Но, возможно, иметь представление о среде, в которой следующие 11 лет будет существовать их ребенок, будет не лишним. Иначе выбор школы может быть спонтанным, неосознанным, не отвечающим потребностям ребенка.
В Санкт-Петербурге около 260 частных школ. Одни работают по классической системе, другие - по авторским методикам, а третьи берут от разных систем по чуть-чуть и создают что-то новое. Одной статьи не хватит, чтобы рассказать об особенностях каждой школы, но мы расскажем про две альтернативные педагогические системы, прошедшие проверку временем, чьи методы часто используются в негосударственных школах.
Вальдорфская педагогика

Педагогика Монтессори
Педагогическая система, разработанная в ХХ веке итальянским врачом и педагогом Марией Монтессори, относится к гуманистической педагогике, ориентируется на естественное психологическое, социальное и физическое развитие ребенка, развивает самостоятельность и личные границы детей. Одним из важнейших принципов подхода Монтессори является принятие стремления ребенка к свободе и независимости от взрослых.
Что не так с альтернативными школами?
Другая проблема – лицензия и аккредитация учебного заведения, без которых школа не имеет права выдать аттестат о среднем образовании. Для получения аккредитации школа должна соответствовать государственным образовательным стандартам, из-за чего свобода в выборе учебной программы существенно ограничивается, как и возможность искать индивидуальный подход к ученикам. Школы вынуждены находить баланс между своими методиками и обязательными государственными стандартами, чтобы выпускники получали аттестат государственного образца и продолжали обучение в колледже или университете.
Еще один спорный момент – альтернативные школы не ставят в приоритет подготовку к ЕГЭ. Конечно, сейчас очень многие говорят, что экзамены - это не главное, что всестороннее развитие ребенка важнее баллов, но реальность такова, что ребятам из государственных школ куда легче поступить в университет, так как практически вся старшая школа направлена на подготовку к итоговой аттестации.
Выбор школы для своих детей – серьезная задача для родителей. Очень просто, основываясь исключительно на своем желании иметь сына-отличника и дочь-медалистку, допустить ошибку и поместить ребенка в травмирующую его среду. Отделить свои желания и стремление реализоваться через детей от личности самого ребенка – задача не из легких, нужно уметь понимать своего ребенка, видеть в нем маленькую, еще пока формирующуюся отдельную личность. А не грандиозный родительский проект по созданию сверхчеловека.