Пять углов



Спецпроекты
Развлечения
Лайфхаки
Студентам
Школьные новости
Культура
Психология
ВОПРОС-ОТВЕТ
Колонка редактора
Наши опросы
Вопрос в редакцию
На практику — в ПУ!
О нас
Контакты
Архив номеров
МЕНЮ
Журнал старшекласcников
|
Мы в Telegram ЧитатьЧитайте нас Вконтакте Читать

Мы в Telegram
ДевятиклассникамМГУКонцертЕГЭ 2018ВУЗсоветы психологамода и стильЕГЭ-2025На практику — в ПУ!приемная кампания 2024интересные фактыпрофессииисторияЧто почитатьсаморазвитиечто посмотретьвопрос-ответподготовка к экзаменамкнигиЕГЭ 2024журфакисследованиеСочинениеопрострендыобразованиена практику — в ПУ!новостиличный опытшколаЕГЭ-2022интервьюрусский языкбуллингжурналистикапрофориентацияхоббиволонтерствопутешествияподготовка к ОГЭКнижная полка ПУкарантинКаталог вузовСПбГУПоступление 2024увлечениявузыкарьераКаталог профессийЛучшее на СтенеолимпиадалайфхакиНовый годискусствоработаВостребованныеЕГЭ-2024фильмы и сериалы75 лет Победыподготовка к ЕГЭКем бытьэкзаменылайфхакиновости кинонеделилитературастудентамКомпьютерные игрыКак сдать ЕГЭКолледжикуда поступатьВаши историиОГЭрецензияродителиразвлеченияКуда сходитьитоговое сочинениеспортКорейская волнаСанкт-Петербургрейтинг вузовкультураолимпиадыотношениякаталог сочиненийПсихологияМинистерство образованиярейтингсоветыпоступлениекиноТеатрмузыкаподросткиРособрнадзор
ТОП авторов
Ольга Чибиряк

Опубликовано статей: 35

Елизавета Уварова

Опубликовано статей: 14

Илья Воробьев

Опубликовано статей: 10

Екатерина Волгина

Опубликовано статей: 16

Дарья Хрипунова

Опубликовано статей: 8

София Харламова

Опубликовано статей: 5

Пять углов
Школа, но другая: как работают учреждения с альтернативными методиками обучения?

Школа, но другая: как работают учреждения с альтернативными методиками обучения?

И какие трудности они испытывают, разбиралась Елена Зенина, СПбГУ, г. Санкт-Петербург

Просмотры
1189
"Школьные годы чудесные!" - прекрасная фраза, откликающаяся в некоторых из нас не теплотой души, а нервными воспоминаниями о бесконечных домашних заданиях, ранних подъемах, равнодушных учителях. Такое восприятие школы – часть нашей привычной действительности. Но должна ли школа быть именно такой, какой мы ее привыкли видеть: с железной дисциплиной, школьной формой и нацеленной на ЕГЭ учебной программой? Возможно ли обучение через игры и музыку, без оценок и домашних заданий? 

Мы решили узнать, какие еще существуют методы обучения ребенка, и какие трудности переживают школы с альтернативными методиками в наше время.

Альтернатива набирает обороты 


В современной России рынок альтернативных и частных школ развивается очень стремительно. По данным Комитета по образованию Санкт-Петербурга, количество учащихся в частных школах на 2021/22 год в сравнении с 2019/20 годом увеличилось на несколько тысяч - с менее чем 7,5 до 11 тысяч учеников. Сейчас дети из частных школ составляют около 1% процента от общего количества школьников в Петербурге. 

Исследованием и анализом рынка частных школ в Санкт-Петербурге занимается проект “Просто учиться”, направленный на помощь родителям с подбором школы для ребенка и сбором обратной связи об учебных заведениях. В результате опросов родителей проект выявил несколько основных причин, почему родители не отдают детей в государственные учреждения:

Об этих проблемах известно давно, государственные школы критикуются по этому поводу на протяжении многих лет.
Об этих проблемах известно давно, государственные школы критикуются по этому поводу на протяжении многих лет.

До недавнего времени большого интереса со стороны родителей к частным и альтернативным заведениям замечено не было. С 2015 по 2019 в негосударственных школах Петербурга стабильно обучалось около пяти-шести тысяч детей. Однако самый ощутимый скачок произошел в 2020/2021 учебном году, когда за этот короткий период  количество учеников в частных школах увеличилось на несколько тысяч.


1698321951.png

Своей возрастающей популярностью негосударственные школы обязаны скорее кризису современной системы образования, чем практикуемым ими методикам обучения. Многие родители пока не приходят осознанно к какой-либо педагогической методике, а скорее бегут от той, которая, как им видится, совершенно точно не подходит их ребенку. Конечно, родители не обязаны глубоко разбираться в педагогике перед тем, как выбрать школу. Но, возможно, иметь представление о среде, в которой следующие 11 лет будет существовать их ребенок, будет не лишним. Иначе выбор школы может быть спонтанным, неосознанным, не отвечающим потребностям ребенка.

В Санкт-Петербурге около 260 частных школ. Одни работают по классической системе, другие - по авторским методикам, а третьи берут от разных систем по чуть-чуть и создают что-то новое. Одной статьи не хватит, чтобы рассказать об особенностях каждой школы, но мы расскажем про две альтернативные педагогические системы, прошедшие проверку временем, чьи методы часто используются в негосударственных школах.

Вальдорфская педагогика


Вальдорфская педагогическая система была основана в начале ХХ века австрийским философом и педагогом Рудольфом Штайнером. Более ста лет эта система развивается и пользуется популярностью во всем мире. Особенность этой системы заключается в том, что школа принципиально не спешит обучить ребенка всему и сразу - она предоставляет ему необходимые условия для освоения знаний в комфортном темпе.

В вальдорфских школах большое внимание уделяется ручному труду и искусству: дети изучают основы столярного и кузнечного мастерства, живописные техники, а также поют в хоре и играют на музыкальных инструментах. Все такие уроки обязательно присутствуют в учебной программе, они создают баланс между потребностью детей в активной игровой деятельности и умственным трудом. 

Другой особенностью вальдорфской педагогики является так называемое обучение “по эпохам” – система, при которой учебная программа по разным предметам не растянута на весь год, а сконцентрирована в несколько блоков протяженностью 1,5-2 месяца. За этот период времени конкретный предмет подробно изучается каждый учебный день. Такой подход позволяет не изучать параллельно сразу несколько дисциплин, не связанных между собой. А также помогает ученикам осваивать программу, не выпадая из темы.

Вальдорфская педагогика подойдет тем, кому важны самостоятельность и многосторонняя развитость ребенка. Но не тем, кому важны блестящие результаты. Для этой школы приоритет - интерес учеников к учебе и индивидуальный темп развития. 
1698322295.png

Педагогика Монтессори 


Педагогическая система, разработанная в ХХ веке итальянским врачом и педагогом Марией Монтессори, относится к гуманистической педагогике, ориентируется на естественное психологическое, социальное и физическое развитие ребенка, развивает самостоятельность и личные границы детей. Одним из важнейших принципов подхода Монтессори является принятие стремления ребенка к свободе и независимости от взрослых. 

По словам Анны Гусевой, учительницы школы по системе Монтессори “Многогранник”, общение между учителем и учеников более похоже на союз. Потому что главный принцип такой школы - сделать ребенка самостоятельным и комуникабельным. 

Что не так с альтернативными школами?


При всех своих достоинствах у альтернативных школ есть определенные трудности с существованием в современной системе образования России. Практически все школы, практикующие неклассические подходы, – частные, что сразу делает их недоступными для многих семей. К тому же, как отмечает Наталья Король из проекта “Просто учиться”, учеба в альтернативной школе – это всегда риск. Ведь, как любой бизнес, любой негосударственный образовательный проект не застрахован от банкротства. 

Другая проблема – лицензия и аккредитация учебного заведения, без которых школа не имеет права выдать аттестат о среднем образовании. Для получения аккредитации школа должна соответствовать государственным образовательным стандартам, из-за чего свобода в выборе учебной программы существенно ограничивается, как и возможность искать индивидуальный подход к ученикам. Школы вынуждены находить баланс между своими методиками и обязательными государственными стандартами, чтобы выпускники получали аттестат государственного образца и продолжали обучение в колледже или университете. 

Еще один спорный момент – альтернативные школы не ставят в приоритет подготовку к ЕГЭ. Конечно, сейчас очень многие говорят, что экзамены - это не главное, что всестороннее развитие ребенка важнее баллов, но реальность такова, что ребятам из государственных школ куда легче поступить в университет, так как практически вся старшая школа направлена на подготовку к итоговой аттестации. 

Выбор школы для своих детей –  серьезная задача для родителей. Очень просто, основываясь исключительно на своем желании иметь сына-отличника и дочь-медалистку, допустить ошибку и поместить ребенка в травмирующую его среду. Отделить свои желания и стремление реализоваться через детей от личности самого ребенка – задача не из легких, нужно уметь понимать своего ребенка, видеть в нем маленькую, еще пока формирующуюся отдельную личность. А не грандиозный родительский проект по созданию сверхчеловека.


И какие трудности они испытывают, разбиралась Елена Зенина, СПбГУ, г. Санкт-Петербург


Комментировать

Новые материалы

Читайте также

Привязка статьи к блоку

ID статьи:
Сохранить
Самое читаемое
Яндекс.Метрика
ООО «Пять углов» Контакты:
Адрес: 9-я Советская, д.4-6 191015 Санкт-Петербург
Телефон:8 (812) 274-35-25, Электронная почта: mail@5uglov.ru