Cодержание
Это явление называется "стигматизацией" - ситуацией, когда человек или целое множество людей из-за каких-либо качеств или отличий становится чем-то позорным, отталкивающим и просто чужим.
по статистике - чаще всего стигматизируются ВИЧ-инфицированные и люди, страдающие СПИД. Источник: спидцентр.рф
ЧТО ТАКОЕ СТИГМА И СТИГМАТИЗАЦИЯ
Важно отметить, что журналист не является "создателем" стигмы, он лишь инструмент, который неправильным подбором лексики и иллюстраций, небрежностью в отношении героев и поверхностным пониманием темы, может дискриминировать уязвимую группу населения, ужесточить законодательство в отношении ее и послужить оправданием карательных мер в отношении людей.
При этом если спросишь среднестатистического гражданина: "Что такое стигма?" - он с высокой долей вероятности не ответит, но при этом точно знаком с категорией стигматизированных граждан. Это мигранты, ВИЧ-инфицированные, бездомные, евреи (и в целом лица другой национальности), женщины (сексизм) и другие - список на самом деле длинный.
Зачастую стигматизация происходит из-за личных предубеждений и иногда банальной безграмотности: например, известный пример - в 80-е люди были убеждены, что ВИЧ и СПИД можно подхватить через обычное рукопожатие. А если заглянуть в историю - люди, больные лепрой, в Средневековье были обязаны ходить со специальной трещоткой. Окружающие слышали стук и старательно избегали этого человека. Принцесса Диана стала одной из первых медийных личностей в борьбе против стигмы - она не побоялась пожать руку человеку, страдающему СПИД.
Принцесса Диана в лондонской больнице Мидлсекс жмет руку человеку, который страдает СПИД
РОЛЬ ЖУРНАЛИСТИКИ
Несмотря на развитие интернета, социальных сетей и блогов, журналист все также занимает ключевую позицию в формировании информационного пространства. И, к сожалению, ради эксклюзивности, скорости и бОльших просмотров, журналист может играть на эмоциях зрителей и пользоваться устоявшимися образами.
Так стигматизируется образ пожилых людей - как немощных и беспомощных (в социальном и экономическом плане). Матери-одиночки становятся примером семейного неблагополучия, бедности и неполноценности.
В освещении тем об уязвимых группах важно придерживаться фактов, не использовать оценочную лексику, говорить о человеке в целом, не выделяя его проблему/болезнь/ситуацию.
КАК ИЗБЕЖАТЬ СТИГМАТИЗАЦИИ:
Не заменяйте названия и имена
В особенности это касается имен других национальностей - например, уроженцев Средней Азии. У этих людей зачастую длинные и сложные имена, которые трудно произнести. Иногда они сами просят называть себя на русский манер, но журналист должен попросить героя написать имя полностью и использовать его в материале.
Не нужно заменять имя героя. Иначе создается следующие впечатление: "Мы титульная нация, а они не титульная"
Никита Аронов, российско-израильский журналист
И также не стоит по-другому называть болезнь или проблему, о которой вы пишите. Вместо "лепры" использовать "болезнь Хансена", вместо "наркомания" использовать "ЛУН - люди, употребляющие наркотики". Прибегая к такому способу, вы вовсе не решаете проблему стигматизации, а еще больше "затеняете" ее.
Тщательно подбирайте иллюстрации
Не нужно привлекать внимание читателя шокирующей иллюстрацией. Цель журналиста - не шокировать, не напугать, а рассказать с использованием фактов и реальных героев с реальными историями о проблеме.
Иллюстрация должна быть нейтральной - без ключевых, пугающих элементов той проблемы, о которой вы рассказываете. Например, гора использованных шприцев и человек, который бьется в конвульсиях (если вы пишете о лицах, страдающих зависимостями) или герой с опухшим лицом и бутылками в руках, который спит на скамейке в парке (если речь идет о проблеме алкоголизма).
Такими иллюстрациями вы создаете у читателя ложное представление будто все представители этой группы ведут такой образ жизни. И оскорбляете героя, который дает вам интервью или комментарий.
один из примеров некорректной иллюстрации - не у всех больных лепрой болезнь протекает подобным образом
Будьте внимательны к терминологии
Наркоманы, бомжи, "чурки", алкоголики - все это лексика, которой не должно быть в журналистском материале. Человек, который употребляет алкогольные напитки или психотропные вещества, не является априори "наркоманом" или "алкоголиком". Так можно назвать только героя с четко установленным специалистом диагнозом.
"Чурки" и "бомжи" - это оскорбительная лексика, использование которой противоречит журналистской этике. А БОМЖ - это вообще термин полицейского протокола, который постепенно перекочевал в сленг.
у медиа "Такие дела" есть специальный словарь терминов, с употреблением которых могут возникнуть проблемы
Если вы готовите материал об этой группе населения - например, с благотворительного мероприятия - корректней употребить "бездомные/бездомная/бездомная". А если вы делаете материал о других национальностях - нужно употреблять их полные, "официальные" названия. Не прибегайте к стереотипам: евреи - жиды, представители народов Средней Азии - чурки.
Вносите фразы в контекст
Зачастую герои материалов стигматизируют сами себя или другие группы - в таких случаях лучше прибегать к косвенным цитатам, а в скобках обязательно давать пояснение, включать верную терминологию.
То же самое касается использования терминов "наркоман", "алкоголик", "бомж" и т.д. - объясняйте читателю, что именно они значат и в каком контексте вы их употребляете. Это первый шаг, чтобы бороться со стигматизацией среди широких слоев населения - образовательный подход.
одно из заданий, которые было на воркшопе - связано напрямую с контекстом
Делайте акцент на людях, а не на стереотипах
Частная проблема материалов о стигматизированных группах - это заголовки, в которые огромными буквами выносится название болезни. Это отпугивает читателя, а в некоторых случаях даже вызывает брезгливость.
один из примеров неграмотного заголовка, который мы рассмотрели на воркшопе
Помните, что вы рассказываете о людях, о конкретном человеке, который является таким же полноправным членом общества как и все остальные. Да, он сталкивается/столкнулся с определенными трудностями, но у него есть свои мысли, цели, планы и желания - расскажи лучше о них. Покажи живого человека, а не болезнь.
И не нужно играть на знакомых образах - чаще всего они стереотипизированы. Например, что азербайджанцы не знают, как себя вести и вдобавок ко всему безграмотные. Или что все мусульмане - агрессивны к другим религиям. Найдите в каждом герое что-то уникальное и интересное.