ТРАЕКТОРИЯ ПОСТУПЛЕНИЯ: как мы выбираем вуз
Как показывает практика, абитуриенты в большинстве своем ориентируются не только на топовые вузы, например, такие как СПбГУ, МГУ и так далее. Вчерашние одиннадцатиклассники готовы поступить даже в низкорейтинговый университет Москвы или Санкт-Петербурга, лишь бы поступить, и желательно на бюджет. Потому что именно этот вопрос – финансовый – и ставит многих абитуриентов в тупик: ЕГЭ – непредсказуемая вещь, и нет никакой гарантии набрать 290+ баллов, что становится существенной проблемой и чуть ли не вопросом выживания своих грандиозных амбиций, если у родителей нет денег оплатить учебу и жизнь в столице.
Можно справедливо предположить, что все-таки чаще всего мы выбираем местоположение и среду, чем качество и уровень образования. На счет последнего, если вы поступили в университет из первой десятки рейтинга RAEX, сомневаться не стоит. Там в любом случае будут учить, и студент получит престижное образование. В остальных случаях чтение учебного плана и доскональное изучение нюансов образовательной программы – обязательный пункт. Что касается среды, то и здесь выигрывают топовые университеты, потому что контингент – то, что и формирует имидж высокорейтингового вуза. Можно сказать, что те студенты, которые учатся в лучших университетах, сорвали настоящий джекпот.
ПРОШУ, ВЕРНИСЬ!
Нас, ту самую молодежь, не просто так назвали «образовательными мигрантами». Официально мы уезжаем лишь учиться. У единиц есть прописка или хотя бы регистрация в городах обучения, будь то Москва, Санкт-Петербург или Новосибирск. По документам мы все еще числимся проживающими по месту рождения. И это место, малая родина, была бы очень рада, если бы мы вернулись, так как мы имеем высокий потенциал для инноваций и развития нестоличного региона. Но выходит так, что мы лишь вывозим интеллектуальный и культурный потенциал из своих городов, что, разумеется, замедляет их развитие в долгосрочной перспективе. А ведь это и есть та причина, по которой молодежь уезжает в города возможностей из своих небольших регионов – отсутствие развития. Иронично, не правда ли?
Это и есть корень первоначальной проблемы. Причем виноваты в этом часто даже не регионы. В России крайне неравномерно распределены университеты. Чистейшая правда в том, что в нашей стране действительно качественное образование можно получить только в крупных городах, которые развивались исторически. Самый яркий пример нового образовательного «центра» – Новосибирск, но этот регион прошел долгий путь, прежде чем завоевать это звание. Практически все инновационные технологии сконцентрированы там, и это идеальная среда для студентов технических специальностей. В Новосибирский государственный университет сейчас стекаются лучшие умы инженерии и, рискну предположить, что в будущем эта тенденция продолжится. В малонаселенных же городах доступ к высшему образованию если не ограничен, то, как минимум, страдает качество образования. Такое неравенство и провоцирует отток талантливой молодежи из регионов.ТАК СТОИТ ЛИ ВОЗВРАЩАТЬСЯ В РОДНОЙ ГОРОД?
С экономической точки зрения – да, да, и еще раз да. С точки зрения личной – вопрос приобретает философский характер. Авторка этой статьи и сама еще не приняла решение. Но если вы чувствуете, что ритм большого города вам не по душе, вы стабильно пребываете в подавленном состоянии, то не стоит мучать себя. Можно попробовать другие города, может и не те, откуда вы родом, но которые были бы вам более близки по образу жизни. Особенно это актуально, если отсутствует «функция» привязки к месту и, в целом, вас ничего не держит.