Журналистикой я решил заниматься довольно рано: еще в 7 классе я понял, что лучшие мои способности – это интересно писать и говорить, а худшие – считать и запоминать законы Ньютона. После этого самоопределения было решено пробовать развиваться в написании статей. Вот только чем больше времени я проводил в молодежном пресс-центре, тем меньше оставалось на школу.
Тут и начались проблемы: мои сочинения совершенно не устраивали школьных учителей, а сам я принципиально не следовал шаблону, описанному в учебниках.
В результате в аттестате у меня красуется натянутая четверка по литературе, да и ЕГЭ я сдал не сильно лучше - всего на 73 балла. Зато вступительное испытание - на 98. Благодаря чему, у меня и получилось поступить в СПбГУ, учиться на журналиста и даже не задумываться о том, что когда-то учителя твердили, что ничего из меня не выйдет.
Получается, стать хорошим автором можно и с тройкой по литературе? Сейчас объясню.
На журналистику – а хорошо подумали?
Развенчиваем 5 стереотипов о профессии журналиста
Читать далее
ЛИТЕРАТУРА И ЖУРНАЛИСТИКА: "МЫ РАЗНЫЕ"
Существует довольно популярное суждение, что хорошим журналистом может стать только тот, кто отлично пишет школьные сочинения и прочитал всю классику литературы от "А" до "Я". И если второе имеет под собой хоть какие-то основания, то первое – полное заблуждение.
Если рассматривать классическую теорию журналистских жанров, то существует три больших вида материала – информационные, аналитические и художественно-публицистические. Так вот, навыки литературного письма пригодятся только в третьем случае, а в остальных будет маскировать основные мысли текста за эпитетами и причастными оборотами. Да и школьные сочинения заполнены штампами и клише, которые не любят в профессиональной среде. А если говорить про сочинения для ЕГЭ, то они представляют собой шаблон, в который просто нужно вписать подходящие по смыслу слова.
Если же говорить о начитанности журналиста, то суждение это частично верное. Свои серьезные гуманитарные знания автор может использовать в текстах, делая отсылки и аллюзии на культовые произведения.
Это, безусловно, расширяет инструментарий, но такие приемы нужно уметь использовать. Так что нет смысла носить ружье, если ты не умеешь из него стрелять.
ОПЫТ - ГЛАВНЫЙ РЕСУРС
Владимир Познер однажды сказал: “Нельзя научиться быть журналистом”. Развивая эту мысль, он сказал, что хорошим журналистом нельзя стать без опыта и знаний.
И я это опробовал на себе. Подавая документы на разные факультеты журналистики в Москве и Петербурге, мне удалось отследить одну закономерность: свои относительно невысокие баллы по ЕГЭ (73 по литературе и 82 по русскому) я компенсировал богатым портфолио и профессиональными знаниями, что поднимало меня даже выше тех, кто сдал ЕГЭ заметно лучше меня.
Все дело в том, что за 3 года обучения в пресс-центре я освоил основные жанры и имел в своем портфолио около 15 опубликованных текстов на разные темы. Это удивляло приемные комиссии и лишний раз доказывало, что я понимаю, куда иду и не отчислюсь из университета после первого семестра. Так что самое главное для журналиста – это его опыт. Он дает понимание профессии и отбивает желание в нее идти, если ваши ожидания не совпали с реальностью. А это экономит много времени и нервов.
Портфолио на журфак: для чего оно нужно, и что в него положить
Расскажем, какие публикации подойдут и поможем правильно оформить
А ГДЕ ПОПРОБОВАТЬ?
Хороший вопрос. Для начала стоит проверить районные и школьные газеты на наличие свободных вакансий. Да, там вам, скорее всего, не будут платить зарплату и вряд ли будут церемониться, но вы поймете что такое настоящая редакция и жесткие сроки. Также опытным путем вы начнете понимать, как выглядит хороший и плохой текст, начнете понимать слабые места своих черновиков и отучитесь от шаблонности школьных сочинений.
Есть и другой путь – пресс-центры или журналистские кружки. Темп работы в них ниже, к тому же главная их цель – обучение. Вы сможете узнать базовую теорию и на выходе будете иметь сертификат об успешном прохождении программы и неплохой набор публикаций. А если вы действительно заинтересуетесь и захотите улучшить качество текстов, то можете смело попробовать поступить на журфак или сразу устроиться на работу.
И самый простой путь - попробовать свои силы
на страницах нашего журнала. У нас публикуются и начинающие авторы, и студенты журфаков, и даже профессиональные авторы. И все, что для этого нужно - написать
нашим редакторам - мы придумаем тему вместе или возьмем ту, что есть у тебя на примете.
В результате вы как минимум проведете школьные годы интересно, с пользой, научитесь чему-то новому, а ваша телефонная книжка сможет наполниться несколькими полезными номерами.
И, конечно, начинающих авторов всегда ждут на страницах ПУ
Безусловно, каждый выбирает путь сам. И плохие школьные оценки вовсе не обязательно станут помехой у вас на пути. Если, конечно, вы найдете способ, куда писать действительно журналистские работы и не будете бояться совершать ошибки.
О разнице между школьными сочинениями и журналистскими работами рассказывает Антон Копылов, СПбГУ, г. Санкт-Петербург